Мне всегда было интересно, что происходит за закрытыми дверями. Эта «маленькая мания» распространялась как на реальную жизнь, так и бутсовскую. На проекте существует много изданий, кто-то работает хорошо, а кто-то пока только учится. Но все они как-то работают, и очень интересно было бы взглянуть на этот процесс изнутри! Поэтому рубрику «Личный опыт» я решил начать с собственного рассказа о том, как в разное время была устроена работа редакции итальянского журнала «La Gazzetta dello Sport».
Общий вид
Для четкой организации работы крупного СМИ так или иначе требуется место для решения различных организационных вопросов. Средства оперативной связи, такие как аська или скайп, не всегда для этого подходят, но нужны однозначно. Поэтому в самом начале пути было решено создать отдельный подфорум для редакции журнала. В нем появились различные темы, которые имели прямое и второстепенное отношение к издательской деятельности.
В первую очередь, конечно, появилась темы с составом редакции и флудилка для простого общения. Думаю, Вы сами понимаете, что говорить только о работе надоедает, и иногда хочется банально развеяться и затронуть какие-то сторонние темы.
Далее мне показалось более удобным вести отдельные темы, посвященные конкретным номерам. Так как объемы у журнала были достаточно большие (по 100 000 знаков), то для организации процесса нужен был порядок. Причем темы создавались наперёд исходя из требуемого количества выпусков в сезоне, но они были закрыты до того момента, пока предыдущий номер не сдан и не проверен в ЛП. Так как от нас требовалось по 4-5 выпусков в сезон, это подфорум сильно не перегружало. Для СМИ с более частой периодичностью эта схема, вероятно, не очень подходит. В названии темы я писал номер выпуска, а в пояснении дату, до которой он должен выйти в печать.
Так как мы издавались в нескольких форматах и в какой-то момент сделали акцент на развитии сайта журнала, было решено под него создать отдельную тему.
Тема номера
За все сезоны внешний вид темы номера не раз менялся и в конце получил весьма лаконичный вид.
В первом сообщении темы располагалась следующая информация:
1. Крайняя дата сдачи статей
Определялась она обычно по следующей формуле: крайний срок сдачи отчета минус 7 дней.
Крайняя дата высчитывалась исходя из максимального промежутка между номерами (п.п. 6.2 регламента лицензирования). Цифра 7 дней выбрана не случайно, т.к. обычно столько у меня выходило на верстку ПДФ-номера. Достаточно долго, и можно всё сделать куда быстрее, но мы делали для каждого номера индивидуальный дизайн, стараясь удивлять читателей.
2. Соотношение долей номера.
Мы старались работать на более широкую аудиторию, нежели в себя вмещает ФС Италии. При этом о любимом ФС мы также не забывали. Наши номера условно делились на две части – «Бутса» и Италия, где в разные сезоны соотношение долей менялось исходя из требования к чистому материалу.
Бутса – это материалы из разряда «околобуста», т.е. статьи, интересные за пределами нашего ФС. Если отталкиваться от рубрик «Бомбардира», то это – «есть мнение», «интервью», «аналитика» и «статистика», «блоги». В общем, старались охватить все жанры.
Италия – это материалы по Италии и чемпионату страны.
Тут были в основном обзоры дивизионов + интервью с менеджерами. Причем к одному обзору дивизиона нужно было обязательно сделать интервью с одним менеджером. На «Италию» было выделено порядка 50 тыс. знаков, соответственно на «Бутсу» тоже 50 тыс.
3. Необходимый объем номера и набранный объем.
В процессе подготовки номера я старался наглядным для всех образом максимально оперативно отражать текущий объем номера.
Уведомление:
Норма в номер: 100.000 тыс. знаков
Набрано в номер: ~87.300 тыс. знаков
4. Требования к оформлению статей.
Уведомление:
Требования к оформлению статей:
1) Шрифт Times New Roman; размер шрифта 12; текст выравнивается по ширине; в интервью вопросы выделяются жирным, ответы курсивом.
2) Название файла со статьей должно содержать: Название статьи – Ник автора; формат файла doc или docx.
3) Если в статье используются графические изображения, просьба высылать их отдельно вместе с текстом статьи, т.к. вытягивать их из вордовского файла на сайт проблематично.
4) Прежде чем отправить статью проверьте её несколько раз на наличие орфографических и прочих ошибок.
5) Все статьи отправляются на адрес dello-sport@mail.ru, в теме письма прошу указывать Название статьи – Ник автора
Сбор статей
Когда автор заканчивал работу над статьей, он оправлял её на указанный адрес электронной почты. К каждому номеру я создавал отдельную папку у себя на ПК. Внутри так же было разделение на итальянские материалы и по ЗБ.
В папке я сохранял все статьи в отдельных word-файлах, где в названии файлов прописывались объем статьи, название, ник автора. Помимо отдельных файлов, были ещё два. Первый, это общий файл, куда я копировал текст всех статей. Нужно это было для более простого учета набранного количества знаков в номера. Второй файл, это план номера и последовательность расположения статей при верстке. Как правило, в середину старался поставить наиболее «бомбовый» материал, а в начале и конце что-то более «легкое», как по объему текста, так и по содержанию.
Была и отдельная папка, в которой лежали картинки для верстки номера, сам шаблон и статьи, которые я уже обработал. Вообще, в условной папке по бутсе была собрана большая коллекция картинок и иллюстраций, которые использовались при верстке. Коллекция регулярно пополнялась, а картинки делились по тематике: журналистика, логотипы, люди ЗБ, прочее.
Схемы работы с корректором
За все сезоны у нас были различные схемы подготовки текста. Были и славные времена, когда мы только начинали и не задумывались над ошибками. Как и у большинства, это продлилось ровно до первого номера, пока благодарные читатели не указали нам на промахи в тексте.
Последние сезоны мы работали в формате сайта и статью публиковали сразу после того, как текст был готов. Этот факт, несомненно, несколько изменил схему нашей работы по сравнению с первыми сезонами, когда мы издавались в PDF. Хотя, по сути, вся разница состояла лишь в последовательности действий.
Сами с усами..
На первом этапе мы пробовали обходиться своими силами. Создали отдельную тему, где дружным коллективом журналистов вычитывали статьи.
Статьи я подгружал к сообщениям отдельными файлами, и кто-то один из журналистов скачивал их. После вычитки всех материалов в конце названия файла ставилась цифра, обозначающая версию файла. Потом к проверке текста приступал следующий журналист, проделывая всё те же действия. Как правило, статьи вычитывались 3-4 журналистами и потом отправлялись на верстку.
У нас есть корректор!
Жизнь налаживалась, и у нас появился корректор, который любезно согласился с нами сотрудничать. После того, как журналисты отправили мне все написанные статьи (что по законам жанра происходило в самый последний момент), я их отправлял корректору по e-mail на вычитку. После 2-3 номеров нам стало ясно, что данный вариант не удобен тем, что корректору в кратчайшие сроки приходилось вычитывать 100 тысяч знаков. Это весьма не просто, поэтому мы решили, что будем отправлять ему статьи сразу после того, как я их получал.
Корректор вычитывал материалы и высылал их мне обратно, проставляя в конце названия файла знак «+», таким образом мы выделяли проверенные корректором статьи.
Просто в процессе постоянно получалось, что я натыкался у себя на ПК на несколько версий одной статьи и было непонятно, какая версия актуальна для верстки. Отличительное «клеймо» решило эту проблемку.
Ещё больше упрощаем процесс!
Раньше проверенные корректором статьи сразу шли на верстку номера, а спустя где-то неделю дублировались на наш сайт. Он служил в качестве хранилища статей, и внимания мы ему уделяли немного. Все, кому по каким-либо причинам не нравился ПДФ, читали статьи у нас на сайте.
Но в один прекрасный момент стало ясно, что ПДФ верстать поднадоело, идеи заканчиваются, и всё это довольно долго по времени, из-за чего статьи порой теряли свою актуальность. Я решил сделать новый сайт и полностью сконцентрироваться на его развитии.
Поначалу журналисты так же продолжали отправлять статьи мне на почту, откуда я сам их загружал на сайт. Постепенно удалось приучить журналистов делать это самостоятельно. После того, как журналист загрузил статью на сайт, на сцену уже выходил корректор, который вычитывал текст. После его проверки, он ставил в названии статьи +, это означало, что текст готов к публикации. Статьи я публиковал сразу, а текст копировал себе на ПК, тем самым постепенно готовя отчет для ЛП.
Отчетность и реклама
Сразу как набирался нужный объем текста, мы отчитывались в ЛП. Бывало, что и не набирался, но мы всё равно отчитывались, чтобы избежать штрафов за просрочку.
Порой приходилось доделывать номер уже после подачи отчета. Добирали недостающий объем, а затем обновляли файлы word и excel. Странно, но прокатывало, и ни одного комментария по этому поводу не было, хотя это было нарушением регламента.
Далее начинался заключительный, но один из самых важных этапов. Нужно было максимально «громко» сообщить всем о выходе нового номера. Всем хочется, чтобы его прочло максимальное количество читателей, и он не ушел в пустоту. Журналистам важно видеть отдачу. Поэтому я, как главред, уделял этому аспекту особое внимание.
Первым делом, как номер был завершен, мы делали рассылку по ФС для своих менеджеров. Затем отправлялись в тему «Свежие выпуски газет», которая сегодня находится в подфоруме «Союза журналистов» и размещали там анонс номера. Нам, как региональному изданию, нельзя было стороной обходить центральную Газету Лиги «Бомбардир». Раньше на его сайте можно было разместить обложку номера с коротким анонсом, что мы и делали. Помимо этого отбирали наиболее интересные для широкого круга читателей статьи и загружали их на «Бомбардир». К этому моменту подходили особо избирательно, т.к. кидать туда все статьи подряд – лишь себе вредить. Естественно, давали рекламу в шапке форума, стараясь визуально выделить текст из общей массы. Со временем стал использовать форумную подпись и чат «Золотой бутсы». В первом случае рекламный текст появлялся во всех местах, где я оставлял свои сообщения. Во втором старался ненавязчиво кидать ссылки на статьи в чат, где собирается наиболее активная часть менеджеров. Но в чате надо максимально корректно это делать и не превращать рекламную деятельность в банальный спам. Пытались играть в «подписку на издание», но это не особо толковая вещь, и в реалиях проекта совершенно не нужна.
К тому времени, пока в шапке появлялась реклама, а на «Бомбе» выходили статьи, номер как правило уже был учтен проверяющим.
Его комментарии c другими данными отчета я копировал в тему номера в подфоруме редакции. Если случалось, что мы не набирали нужный объем, делал соответствующую отметку, чтобы в будущих номерах «закрыть дыры» в сезонном объеме.
Примерно таким образом проходил процесс подготовки одного номера в журнале «La Gazzetta dello Sport». Естественно, каждый номер сопровождался разными занятными событиями и мелочами, так или иначе влияя на процесс. Надеюсь, вы отметили для себя интересные моменты, и скучно вам не было.
Все желающие стать следующим участником рубрики «Личный опыт», пишите мне в личную почту на сайте «Золотой бутсы».
Похожие статьи:
- Совет Советника: Мика Тутаев о интервью
- Первый шажок в журналистику
- Совет Советника: Голебма о дизайне
- Мысли о написании обзора матча
- Совет Советника: Скрябин о рассказе
loading...
loading...
5 Comments
loading...
Было время)
loading...
Было время)
loading...
Не было времени )
loading...
Тебя не было, а время было )
loading...
У всех что-то да было))