Шло лето 2006 года, наступал очередной, уже даже трудно сказать какой по счету, сезон в «FOOTBALL MANAGER», в котором я, как правило, играл за какой-нибудь клуб из английского самого низшего дивизиона.
Почему именно английского? Все просто – в Англии, по сравнению с другими странами, было больше дивизионов, а значит, и выводить команду в элиту с самых низов было интереснее.
Но в этот раз решено было порулить московским «Спартаком» и чтобы играть было интереснее, я полез в Интернет в поисках различных патчей для российской Премьер-лиги. И вот просматривая различные ссылки, я перешел на сайт «Золотой Бутсы».
Прошло 7 лет… Я до сих пор играю в «Золотую Бутсу», причем в инете практически только в нее. И надеюсь, еще буду играть не один год, хотя, казалось бы, уже должно надоесть, ведь особой, требующей постоянного присутствия в игре, динамики в Бутсе нет, да и изучил уже все, как мне кажется, основательно. Но это сейчас, а в своем первом сезоне, хотя и имея за плечами большой опыт игры в футбольном менеджере, на первых порах пришлось непросто, и без ошибок тоже не обошлось.
Все-таки «FOOTBALL MANAGER» это одно, а «Золотая Бутса» это совсем другое, да здесь и не сохранишься, чтобы обезопасить себя от поражения в самом важном матче сезона.
И вот в какой-то момент я задумался – жаль, что тогда не было возможности взять и почитать предварительно какую-то Инструкцию по применению (правила я, конечно, прочитал, но теория и практика это две большие разницы), глядишь пары-тройки ошибок в управлении командой удалось бы избежать.
Впрочем, особо грех жаловаться, проштудировав еще раз правила, форум, пообщавшись с уже бывалыми менеджерами, общее понимание процессов игры пришло довольно-таки быстро. Но, все-таки, сейчас, спустя десятки сезонов, понимаю, что имея под рукой некое практическое пособие, путь от новичка до опытного менеджера можно было еще сократить.
Представляется, что история проекта знает немало случаев, когда игроки регистрируются в Бутсе, не особо торопятся читать всякие там правила (а многие, кто играет годами, такое ощущение, что и до сих пор до конца их так и не дочитали), проигрывают несколько матчей подряд, и особо так и не осознав всех прелестей Бутсы, уходят из игры с формулировкой – «не интересно».
Вот я и решил засесть за статью, в которой бы содержались основные постулаты «Золотой Бутсы» как футбольного менеджера, что по задумке должно позволить новичкам как можно быстрее разобраться в премудростях игры и затем долгие годы получать удовольствие от этого увлекательного процесса.
А в качестве эксперта-практика разбираться в этом нам по уже доброй традиции будет помогать (или скорее я ему помогать, а он делиться опытом) Mike_Izerman, опытный менеджер, играющий в Бутсу с 27.04.2006 г.
Итак, лето 2013 г., вы узнаете, что в Интернете есть бесплатная многопользовательская онлайн-игра в жанре виртуального футбольного менеджера «Золотая Бутса» и заходите по адресу www.butsa.ru.
Ура! Теперь у вас есть команда, которую вы будете тренировать и вести к различным трофеям!
Мы с Mike_Izerman вас искренне с этим поздравляем и предлагаем присоединиться к нашему с ним разговору, пока в качестве читателя, а там видно будет:
Mike, на сайте Золотой Бутсы в разделе «Новичкам» можно прочитать следующее:
«Поздравляем! У Вас есть собственная команда.
Совершая небольшую экскурсию по сайту, познакомимся с основными правилами и техникой игры, а также основами управления своей командой.
Начнем ее, естественно, с той страницы, которая называется Команда. Кликнув на эту вкладку, Вы автоматически попадаете в Ростер – перечень всех доступных характеристик вашей команды и футболистов. Пощелкайте навигацию, познакомьтесь с командой, со временем Вы научитесь анализировать разные показатели, а потом способствовать их улучшению».
Давай представим, что ты решил взять новую команду в Бутсе, в которой вообще нет построек (сейчас такое уже вряд ли встретишь, но все-таки), стандартный стадион в 20 тысяч мест, нет персонала, нет ничего, только 18 футболистов и, предположим, 200 млн. гольденов.
С чего бы ты и в какой последовательности, с учетом предложенных вводных по команде, начал в первую очередь по постройкам и персоналу, а что бы оставил на более поздний срок, и почему?
Конечно, сейчас уже такого и не представить, так как команда, попав в свободные, проходит через специальных «чистильщиков», и те сносят всё лишнее. Но в принципе условия понятны и раньше действительно так и было, только денег не 200 млн., а что-то около 20-30 млн. было. Поэтому разделим постройки и привязанных к ним специалистов, если таковые имеются, на три категории – «Обязательные», «Можно повременить» и «Остальное».
К обязательным – это Магазин-3, который даёт постоянный, но, к сожалению, фиксированный для всех менеджеров бутсы доход в 1,8 млн. каждый игровой день. Можно конечно извратиться и построить магазин уровнем ниже, но такого уже никто не делает сезонов 15-ть. К магазину прилагается Менеджер по продажам высшей категории.
Далее к обязательным относится всё, связанное со Зрительским Рейтингом, который непосредственно влияет на возможность получения большего дохода и естественно должно быть максимального уровня. Благо оно всё не такое дорогое. Это Автостоянка, Гостиница, Трибуна ВИП, Табло, Крыша, Пресс-центр, а так же Офис-3, где присутствует возможность нанять несколько специалистов. И если пресс-атташе-3 просто обязателен, то со Скаутом можно и подождать.
Теперь переходим к категории построек, с которыми можно и повременить, хотя, в конечном счете, их построить всё равно придётся, и опять же – наивысшего уровня. К счастью (хотя всё-таки, наверное, к сожалению), это всё строится за пять минут и даже меньше, и в пределах одного игрового дня.
Так вот – ДЮСШ-3, если только начало сезона, то нужно, чтобы Академия уже была построена, так как даже нескольких пропущенных тренировок может не хватить для достижения игроком высокого таланта. Но если на дворе середина сезона, а ДЮСШ всё нет, то и смысла строить, пока не начнётся новый сезон – нет.
База клуба – в принципе очень важная постройка, которая позволит нанимать любых тренеров. Но вот поскольку тренер Базовый имеет Амбициозность-1, да и, по сути, не амбициозность в тренерах главное, а суммарное умение, то гнаться за третьим уровнем Клубной Базы не имеет большого смысла. Правда и стоит даже третий уровень весьма дешево.
Так же к этой категории построек относится и Массажный кабинет-3. А всё потому, что если использовать в официальных играх одних игроков, а в товарищеских других, и исключительно слабейших, да ещё и играть без прессинга, то даже без массажиста легко можно обходиться.
Всё-таки это не самая дешёвая постройка и в первых сезонах, когда в моей команде денег не было вообще, то я обходился и без массажиста. Особенно это актуально в том случае, если перед командой не ставится никаких турнирных задач и она, команда, находится в низшем дивизионе или «стремится» в него попасть… Тем более, зарплата массажиста составляет немногим более 10 млн. в сезон. Но рано или поздно, а Массажный кабинет строить придётся.
Оставшиеся две постройки – это Клубный и Медицинский центры – являются постройками явно не первой необходимости.
Главное предназначение Клубного Центра – это нанять психолога, который поднимает мораль искусственным способом, но в ущерб тренировки. Но так уж получается, что если команда не имеет ярко выраженных целей на сезон в плане повышения, или хотя бы создание видимости борьбы за это самое повышение, то и мораль игрокам как бы и не к чему… тем более набрать её, можно и естественным способом – побеждая.
А вот траты на возведение Центра, зарплату психолога и даже проведение вечеринок весьма существенны. Плюс ко всему – чем больше построек, тем больше нужно отчислять на их ремонт, что тоже бьёт по карману. Поэтому если нет необходимости, то лучше со строительством Клубного Центра повременить до соответствующего момента, а если и строить, то легко можно ограничиться вторым уровнем, а не третьим.
Про Медицинский Центр – отдельный разговор. Конечно, неприятно, когда игроки травмируются. Но всё зависит от длительности травмы, а также кто травмировался, и через призму турнирной борьбы, если она имеется.
Например, ветеранам, то есть игрокам от 30 лет – травмы бывают даже и на пользу, так как не происходит падения мастерства. Или если игрок имеет низкий талант и из него всё равно не будет толку в будущем. Если же травма маленькая – на две, три или пять тренировок, то тоже это не повод возводить Медицинский Центр.
И единственная причина – это травма на 15-20 и более тренировок у высших талантов. Тут, как говорится, никто не застрахован, и именно Медицинский Центр и специалист этого Центра, а именно Хирург-3 способен сократить любую длительную травму до 9 тренировок (а по факту – до 8, так как на последней игрок уже проводит полноценную тренировку).
Но тут такая особенность, что Хирурга третьего уровня можно нанять только в МедЦентре четвёртого уровня, и если обойтись более бюджетным вариантом, то Хирург-2 сократит травму до 12 тренировок. Да – это тоже болезненно видеть, но подобные случаи случаются не очень часто.
Что касается ещё одного специалиста, а именно Врача, то у меня к нему весьма и весьма скептическое отношение. Мало того, что его зарплата дороже, чем у хирурга, так ещё его в полной мере можно назвать главным просиживателем штанов, так как главная его особенность – снижать количество травмированных дней сразу после матча.
На примере это выглядит так – получил игрок травму в 7 дней, а сразу после игры мы увидели только один день, а если получил травму на 23 дня, то мы увидели 17. Но всё дело в том, что если травма маленькая, то её как бы и так незаметно, а если большая – то всё равно приходится обращаться к Хирургу.
Да так до конца и не понятно, когда работает Врач, а когда и без него травмы у игрока не наблюдалось бы. Именно поэтому наличие врача – это очень и очень спорный вопрос и уж точно, что совершенно свободно можно без него обойтись. Так же, как и без Скаута, если вы не собираетесь никого ни покупать, ни продавать в ближайшее время.
И завершает повествование о постройках – Стадион. Вернее его размер. Конечно, 20 тыс. – это очень маленький размер и особых доходов не получишь с посещения такого сооружения болельщиками. Хотя и тут есть несколько уловок.
Во-первых – если играть товарищеские игры на выезде на больших стадионах и с противниками с высоким Зрительским Рейтингом, то необходимость домашнего поля встанет 15 раз в сезоне из 84 игр. Также нужно проанализировать, что за Зрительские Рейтинги у соперников по дивизиону, и если они в большинстве своём низкие, или даже очень низкие, то как-то можно и скрипя сердцем не расширять стадион первое время.
И понятное дело, что рано или поздно увеличить вместимость придётся, и вот тут на первое место выходит оптимальный размер. Опять же – многое зависит и от Зрительского Рейтинга соперников, и от участия в дополнительных официальных играх, будь то высокие раунды Кубка Страны или всевозможные Еврокубки, но в среднем вполне приемлемый размер будет 50-60 тыс.
Всё, что выше – и стоит дорого в возведении, и будет долго окупаться. Да и то лишь в том случае, если будет установлена и оптимальная цена, и да-да, снова про высокий Зрительский рейтинг, как собственный, так и соперников… А расходы на содержание стадиона и на проведение матча (если дело касается ещё и домашнего поединка) могут свести на один уровень (имеется в виду получение чистого дохода) что с больших стадионов, что с пятидесятитысячников…
П.с.: да, жалко, что уже нет такой возможности, как 20 млн. на всё про всё и ноль построек…
Вот кстати на вместимости стадиона хотелось бы остановиться чуть поподробнее!
Нередко приходится видеть, что у команды есть менеджер, причем не первый сезон играет, а стадион вместимостью 24 тыс., т.е. сам стадион 20 тыс. + Трибуна ВИП-3, итого 24 тыс.
И вот тут бы хотелось услышать рекомендацию, прежде всего для новичков, до какого размера целесообразно строить стадион, в 4, 3, 2 и 1 дивизионах соответственно, или нужно отталкиваться не от значения дивизиона, а принимать во внимание какие-то другие факторы?
Что касается стадиона и рекомендаций, то тут нужно в первую очередь понимать, что многое зависит от Зрительского рейтинга. Причём двух команд, а не одной вашей. И если в дивизионе довольно приличное количество команд с ЗР в районе 70 и выше, то просто преступно держать минимальный стадион, даже если вы на нём играете только 15 игр чемпионата, а остальное на выезде. В том числе товарищеские игры.
Так же нужно принимать во внимание, что если имеется ВИП-статус, при котором есть возможность выбирать соперников по товарищеским играм, учитывая зрительский рейтинг, то так же преступно не расширять стадион и играть эти игры дома.
Конечно, если ВИП-статуса не имеется, то при правильном выборе соперников на выездах можно вполне прилично заработать, и для себя я сделал ориентир в 1,6-1,7 млн. за товарищеский поединок, которые вполне можно получить.
На родном поле, при более-менее правильной вместимости и не очень низком ЗР у соперника – можно и под два миллиона заработать (так как ещё и доходы с Гостиницы будут), но нужно помнить, что придётся платить Расходы на проведение матча, которые при выездной игре не платятся.
Так какова правильная вместимость?
Однозначно не 100 тыс., и даже не 80, так как, во-первых – довольно высокая стоимость строительства до таких размеров, и этот ожидаемый доход если и будет, то очень велик срок окупаемости.
А во-вторых – расходы на проведение матча тоже будут бить по карману и очень вместительные стадионы имеет смысл строить только при регулярном участии в дополнительных играх. А это Еврокубки, причём дальние стадии, и игры сборных.
А при маленьких стадионах – весьма велика вероятность недополучить доход. Поэтому в большинстве случаев оптимальным размером стадиона будет вместимость от 40 до 60 тыс. И если у команды ЗР от семидесяти и выше, не говоря уже про ВИП-статус, то именно такое сооружение и нужно возводить.
Если ВИПа нет, то на первых порах можно перебиться и 24-тысячником и играть на выездах, но тщательно подбирая с как можно более высоким ЗР и стадионом…
В итоге же всё равно придётся строить, где-то в два раза больше. А вот от ещё большего расширения следует всё-таки воздержаться и лучше всё лишний раз пересчитать, через сколько сезонов может отбиться данная постройка.
Нелишним будет поговорить и о будущем клуба – о работе ДЮСШ.
Ушли в прошлое времена, когда руководство Футсоюзов перед началом сезона призывало менеджеров укомплектовывать ДЮСШ таким образом, чтобы в ней было максимально возможное количество воспитанников, которое составляет 11 игроков. Это естественно при наличии 3 разрешенных пополнений, если же их не было, то максимальное количество игроков в ДЮСШ считалось по схеме 8 + количество разрешенных пополнений перед началом сезона.
Тогда все эти игроки могли быть переведены в основную команду до достижения ими предельного возраста нахождения в ДЮСШ – 20 лет. При этом имелась некоторая вариативность в прокачке молодым игрокам таланта до определенного уровня за сезон – либо 2 семерки, либо 8 и 1 плюс экономия времени на следующую восьмерку.
Да и выпуском из ДЮСШ игроков 2-6 таланта многие менеджеры не гнушались. Но повторюсь, все это в прошлом, хотя некоторые менеджеры, кажется, в нем застряли и никак не хотят перенестись в настоящее. А потому, начинающие менеджеры явно нуждаются в совете – сколько же игроков целесообразно иметь в ДЮСШ, когда их туда брать, на какие позиции и до какого уровня таланта их качать, прежде чем перевести в основу, чтобы команда, спустя несколько сезонов могла похвастаться собственными воспитанниками в стартовом составе?
И еще – нужно ли продавать таланты, в каком количестве (всех, что выходят из ДЮСШ, если не нарушается установленный правилами запрет на продажу игроков с талантом 7-9, если после этого в команде остается менее 3 игроков до 25-ти лет с такими же талантами), и в каких ситуациях, или нужно всех вышедших из ДЮСШ талантов оставлять в команде?
Работа с ДЮСШ – это действительно весьма важно, но в первую очередь – это Долгосрочное ПЛАНИРОВАНИЕ команды.
Да, всё, что ты написал – было, и да – некоторые до сих пор застряли в прошлом. Хотя объяснение всего этого весьма простое – на очень-очень много увеличился срок попадания игрока из ДЮСШ в основу для борьбы за результат.
И если раньше для этого нужно было несколько сезонов, а исполнители с массой 120 вполне могли быть боеспособны во всех командах кроме тех, кто борются за всякие Лиги Чемпионов, то сейчас всё начинается от 155.
А как мы понимаем – к этому мастерству игрок идёт всю жизнь, если он не имеет седьмого и выше таланта (пока что упустим т1), чтобы сыграть сезон-другой.
У «восьмёрки» или «девятки» эта масса наступит чуть раньше и продлится дольше, но это в лучшем случае 27 лет, то есть более 10 сезонов игрок как бы бесполезен, и очень немногие менеджеры так долго играют. Но это ведь не означает, что нужно что-то делать неправильно? Конечно, учить, как делать это самое правильно, никого не будут. Тем более что может оказаться, что я что-то и не совсем верно представляю, но выделю несколько моментов, которые являются важными и на которые следует обратить повышенное внимание.
Первое – только игроки с талантами восемь и девять, и в редком случае – семь, способны играть в команде на высшем уровне, так как могут не просто достичь отметки в 160 пунктов, но ещё и продержать её некоторое время.
Как бы это и так понятно, но упомянуть всё же стоит. Первый талант, если ему уделять пристальное внимание с самого детства, может иметь даже большую массу, но тут уже на первое место выходит опыт, и чем больше, тем лучше. Под словом больше – имеется в виду порядка 4000 очков опыта первые 4-5 сезонов и от 3000 последующие.
Второе – команда сильной может считаться только тогда, когда игроки (под словом игрок сейчас и далее только те, кто может достичь массы в 160+) основной обоймы располагаются в возрастном диапазоне максимум в три года. Идеальный вариант – это все одногодки (так как все будут примерно одинаковы одновременно), но в таком случае нужно иметь ещё десять игроков на пару лет моложе, чтобы произвести смену поколений. Экономически это совершенно невыгодно, держать два полноценных состава – поэтому где-то придётся жертвовать.
А вот при варианте, где есть 6-7 одногодок, 2-3 на год старше и столько же на год младше, возможно проводить более плавную смену. Так как когда более старшие уходят на пенсию, их место занимают эти самые 6-7 одногодок, которых тоже можно чуть подчистить, а тем трём самым молодым докупить под основную обойму ещё несколько. К чему это я? Да всё просто – всё-таки весьма неправильно выпускать каждый год по одному таланту, так как невозможно будет на основании их создать какой-никакой костяк.
И тут мы переходим к третьему – а именно планированию. Для этого нужно знать всего ничего – чем меньше масса игрока, тем он меньше тратит на тренировку таланта.
Вроде бы мелочь, но если равномерно-прокачанный ДЮСШевец имеет мастерство 60-70, то он потратит на достижение таланта с одного до восьми 113 тренировок, в то время как с мастерством 40 – 108 тренировок, а с 30 – 106.
Вроде мелочь, но когда количество этих самых тренировок всегда постоянно – 126 в сезон, то очень обидно бывает, когда всего нескольких не хватает для достижения таланта. Именно поэтому лучше качать в ДЮСШ какое-то одно умение до 20-21, так как по затратам на число тренировок это будет одно и тоже, зато при прокачке таланта будет экономия.
Есть несколько схем, которые позволяют выпустить одногодок из своей ДЮСШ. Первая и самая простая (правда она уже весьма неактуальна) – это нанять семь игроков и за четыре сезона, пока они в ДЮСШ, последовательно один за одним они выпустятся как т7.
Но т7 – это в лучшем случае 161 (если качать правильно и без постоянных травм в течении карьеры). Поэтому лучше всё-таки вариант, где можно выпустить четыре т8 и ещё одного т7. Но всё это нужно делать до первой тренировки сезона и игрок с минимальным мастерством достигнет таланта к 102 тренировке.
Ещё одна схема – это три т9. Также нужно понимать, что все последующие игроки, кроме первого, который начинал с восьмого мастерства, будут ему немного уступать в массе (это касается любого таланта), так как он всё сделал на чуточку быстрее, и этим сэкономил тренировки.
Так же существует множество других схем, где восьмёрки комбинируются с девятками и семёрками и в таких случаях нужно исходить из того, что полный четырёхлетний цикл – это 504 тренировки, а в среднем на достижение т8 (если это не первый) – уходит 105-108 тренировок.
Для т9 – 151 если с самого начала, и 156-162, если у игрока у игрока масса от 25 до 45.
т7 достигает, если с нуля, то за 66 тренировок, и за 72 тренировки, если масса аж 60. Понятное дело, что если меньше мастерство, то и тренировок меньше.
Собственно с третьим пунктом понятно, но также не стоит забывать, что если вы видите, что для достижения таланта игроку остаётся одна тренировка, то вы можете смело и без потери ставить тренировать талант другому. Таким образом, можно ещё одну тренировку сэкономить.
В-четвёртых – на счёт продавать или нет. Я больше склоняюсь к нет и вот почему.
Цены сейчас даже на девяток настолько смешные, что как-то даже жалко растить-растить, чтобы потом продать. При этом цены правильные по той простой причине, что с любого молодого игрока не будет пользы ещё с десяток сезонов, а зарплату ему плати (это с позиции покупателя). Поэтому и пытаются как можно дешевле.
Но ведь эту же зарплату платит игроку и продавец, и ему тоже тратить лишнее за бесполезного игрока не хочется. И чтобы он был не совсем бесполезным – читаем пункт три – планирование. Тогда будет несколько партий исполнителей, которые со временем будут подменять друг дружку.
Что ещё рекомендуется всё-таки делать в подобных случаях. Как бы очевидно, что минимизировать затраты и для этого прокачка игрока должна быть последовательно до 20-21 пункта.
Приведу простой факт – собственный выпускник в период от 16 лет и до 25-летия включительно «съест» зарплаты на 60 миллионов. В то время как при минимальной прокачке мало того, что он будет в потенциале слабее, так за этот же период ещё на миллионов двадцать увеличится его содержание. Правда если посмотреть под другим углом, то суммарная зарплата полноценного «дубля» будет тоже весьма порядочной и где-то даже растратнической.
Но ведь играть то кем-то нужно? А на первых порах собственные молодые таланты с зарплатой по 4-7 млн. в год не самое накладное и всё лучше, чем т1м8.
А если команда способна безболезненно их содержать, то лучше контролировать рост игрока самостоятельно, чем покупать из того, что будет.
А вообще – зарплата покупного игрока сразу в основу – это всегда почти 30 млн. в сезон, а то и больше. Вот из этих цифирей и нужно исходить.
А продав очень молодую т8 (на которую, напомню, было затрачено более сотни тренировок из 126 сезонных) и, выручив с учётом налогов в лучшем случае 40 млн. (а в большинстве даже и тридцати не получится), – то это всего-то навсего, кормить один сезон ОДНОГО покупного игрока. И если уж и продавать – то при острой необходимости и уж точно не в возрасте 18-21 год. Тем более зарплата у этих игроков, если её минимизировать последовательной прокачкой – просто смешная и лишние пару сезонов не критично переждать. А вообще – продавать или нет собственных выпускников – это всё индивидуально.
Есть немало примеров, когда правильно запущенный цикл практически не требует покупок извне (разве что точечных и действительно усиливающих состав).
Так же как и немало примеров того, что правильно и вовремя проданный игрок (и) и по-глупому не растраченные деньги с его продажи, только делают команду сильнее. Но всё это не имеет ровно никакого смысла, если управление у команды бездарное и нет крепкого финансового фундамента.
Тем более, что несколько действительно глупых решений способны на многие сезоны откинуть команду назад. Поэтому планировать – это действительно полезно. Да это, собственно говоря, и есть прямое предназначение менеджера, а не просто отправлять составы…
Бонусом, хотя это можно назвать и в-пятых – если ДЮСШ работает как швейцарский механизм, то будет оставаться достаточное количество Разрешённых пополнений (кстати, и на них тоже нужно обращать внимание при планировании, чтоб не попасть впросак).
Можно просто в начале сезона их продавать как игрока т1м8 (естественно с выставленными тренировками на ноль, хотя такой подход, как отсутствие тренировок я не приветствую).
Но тогда будет шило на мыло, так как нанять игрока в ДЮСШ стоит миллион, и продать его за больше чем миллион можно, а можно и дешевле. Но не в этом дело. Если у команды нет чётко-обозначенных целей на ближайшие сезона два, то куда лучше докачать выносливость до 7-8 и выпускать, гоняя такую 16-летку почаще и давая ей получать опыт. Через пару-тройку сезонов всегда можно продать такого вот игрока с прибылью (это если им опыта будет прилично получено).
Ну что же, с постройками и персоналом мы разобрались, пора бы и о финансах подумать – как же сделать так, чтобы доходы в игровой день были больше, чем расходы?
Короче, как быть и с чего начать, чтобы зарплата игроков, персонала и тренеров, а также ремонт построек, допустим за неделю (с учетом того, что один матч чемпионата мы будем играть дома, а один в гостях), не были больше спонсорских, доходов от продажи товара и билетов и т.д.?
И еще – соответствует ли действительности следующее утверждение администрации проекта: «Даже если Вас испугал объем затратной части бюджета вашей команды, не расстраивайтесь – возможностей дохода у команды значительно больше»?
Я постараюсь дать один ответ сразу на два вопроса, хотя первый не совсем корректный, а про второй – я просто не слышал такого утверждения. Хотя на самом деле, довольно таки ошибочно считать доходы/расходы понедельно, если не проводились предварительные расчёты на весь сезон.
Причём делается это предельно просто, и всего-то нужно – сложить несколько цифр. А так как доходы с продажи товара вообще у всех, а спонсорские – с небольшой лишь разницей, но эти два пункта дают где то 300 млн. в сезон.
Следующей, гарантированной статьёй являются доходы, получаемые с билетов. И тут тоже всё очень просто считается – 15 домашних игр, в которых на средних стадионах получается 80-90 млн., и оставшиеся 52 (пускай и с учётом кубков, где всё делится пополам). Нужно быть очень несообразительным, чтобы с каждой такой игры не иметь хотя бы полтора миллиона. Хотя, по хорошему, и все два миллиона иметь легко можно, но берём по минимуму, и это порядка 160 млн.
Остальные возможные доходы – это 40 млн. с банковского вклада, разные конкурсы прогнозов, журналистика или должность в ФС, а может даже и победа в Коммерческом турнире. К тому же не забываем про призовые в конце сезона.
Поэтому если брать по самому минимуму – то доходная часть за сезон чуть менее 500 млн., а если чуть-чуть приложить умения и усилия, то и 550, а то и 600 млн. можно получить доход.
А теперь посмотрим, какие же возможны траты. Цифры, конечно же, у всех будут разные, но в среднем зарплаты игроков от 300 до 500 млн. за сезон, тренер, если только базовый – то 12 млн., если же нет, то обычно где-то 50-60 млн. за сезон.
Ну и гарантированные расходы, практически одинаковые у всех – это специалисты, стипендия игрокам ДЮСШ и содержание стадиона. В основном это тоже 50-60 млн. в сезон. Ну и ремонт построек – если делать, как рекомендуют – раз в две недели, то где-то 15-20 млн.
И как видим, именно зарплата игроков составляет большую часть и опять же – наиболее варьируется, тогда как все остальные расходы вместе взятые составляют сотню миллионов (если, конечно, кто-то по глупости не нанял одних только тренеров на 126 млн., что уже само по себе неправильно).
Какие из этого можно сделать выводы? Затраты на игроков в районе 5 млн. в ИД может себе позволить практически каждый, но тогда прибыли за сезон практически не будет, а если много дорогостоящих тренеров, то и небольшой убыток.
Вот без таких вот предварительных расчётов никак нельзя обойтись, так как теряется картина в общем. Ведь если зарплаты игроков составляют около 4 млн., то очевидно, что если всё делать правильно, то прибыль в 100 млн. не заставить себя долго ждать.
А даже на 4 млн. вполне себе можно собрать 12 мощных игроков с зарплатами по 25 млн. и выиграть первые дивизионы как минимум половины Футсоюзов… а остальные позиции в команде разбавить различными отбросами с минимальными зарплатами.
По крайней мере, когда будет видна общая картина, каковы потенциальные доходы и каковы возможные расходы, то становится понятно, где можно сэкономить без потери в результатах, а где наоборот – потратиться. Особо нужно выделить такой момент, как кредит, так как многие любят возмущаться: «а почему это команда в минус уходит?» Не учитывая, что огромные кредиты – это лишний 1 млн. в ИД.
А как мы уже могли убедиться, что при общих расходах в 6 млн. в ИД по итогам сезона ещё можно выйти в ноль, то если расходы будут под семь миллионов или даже выше, то очень тяжело будет это покрыть и с большой вероятностью будет итоговый минус. Обычно в подобных случаях выгоняются все ненужные игроки, так как одна из главных заповедей в экономике Бутсы – получение дохода – это минимизация расходов, а команда с 18 игроками с общей зарплатой в 18 тыс. в любом случае получит 300 млн. от товара и спонсорских по итогам сезона, плюс что-то со стадиона.
Конечно, это извращённый способ, но я видел, что некоторые его применяли.
Вот вроде бы и всё, поэтому в какой-то степени то утверждение администрации можно поддержать – куча должностей, конкурсов и просто журналистской работы могут дать от пятидесяти до сотни миллионов сверху…
Продолжение статьи появится 24 августа в 20.00
Похожие статьи:
- «Все с начала!» или «Как сократить путь от новичка до опытного менеджера!» – часть II
- Планирование развития ДЮСШ
- Встретимся в финале
- Кто последний в очереди на Эверест?
- Слово о тактике и времени
loading...
loading...
Эпохальный труд, который каждый вдумчивый новичок может использовать в качестве Талмуда, консультируясь по любым насущным проблемам, возникшим у него в процессе изучения игры. Возможно, он покажется несколько длинноватым, но Войну и Мир лучше не пытаться сократить до одной тоненькой книжки. DAVLORD ********В связи с внушительным размером статьи, принято разделить её на 2 части. FROM IN SIDE
2 Comments
loading...
Хорошая статейка, пусть конечно и цифры берутся не известно откуда, как говорится “плюс минус два барана”, но суть думаю всем ясна!
loading...
ну почему же сразу неизвестно откуда… из личного опыта и согласно средней температуре по больнице… а вообще – именно на те цифири, что я привёл, и нужно попытаться ориентироваться новичку. Это ведь написано в первую очередь для них.