Краткое руководство по созданию СМИ
Регламент лицензирования и оценки СМИ представляет собой объемный документ, детально описывающий важные и не очень стороны деятельности журналиста в «Золотой Бутсе». Начав читать, неподготовленный человек погружается в пучину цифр и мелких подробностей, уже через несколько минут приходя к выводу, что все это слишком сложно. Сами смотрите, вот наша журналистская «конституция»!
А ведь на самом деле всё просто!
В этой статье я расскажу как создать своё собственное лицензированное СМИ.
Определения
Для начала нужно разобраться в нескольких специфических терминах, которые широко использует Лицензионная палата. Поняв, что они означают, вы без труда поймете и всё остальное.
1. Материал. Этим словом обозначаются статьи (обзоры, рассказы, заметки, фельетоны, эссе и т.д и т.п.), то есть то, что вы будете публиковать в СМИ. Хорошая новость состоит в том, что вы можете писать обо всём, что хоть как-то относится к «Золотой Бутсе» или её менеджерам. Но при этом есть ограничения, суть которых, в основном, сводится к тому, что нельзя жульничать.
Примечание для особо любопытных: примерный список того, о чем можно писать, находится в п. 2.8 Регламента. Примерный список того, чего нельзя писать – в п. 2.15 Регламента.
2. СМИ. В «Золотой Бутсе» СМИ – это лицензия, выдаваемая Лицензионной палатой. Получили лицензию = создали СМИ. Где именно располагаются материалы, составляющие номера СМИ, абсолютно неважно. Самые распространенные варианты: форум «Золотой Бутсы» (просто сообщения на форуме, содержащие материал); собственный сайт; файлы в формате .pdf или .doc, распространяемые любым способом.
3. Уровень лицензии выбираете вы сами при создании СМИ (мы помним «СМИ = получении лицензии»), обязуясь тем самым выполнить определенные требования по количеству материала и периодичности выхода номеров. Уровни лицензий перечислены в п. 3.3 Регламента. Мы к ним еще вернемся, потому что это единственная вещь, которую стоит изучить тщательно.
4. Периодичность выхода. Это то, как часто вы должны будете выкладывать отчеты о своем СМИ в Лицензионной палате. Если вы новичок, то, скорее всего, стоит выбрать периодичность один раз в две недели. Поверьте на слово.
5. Номер СМИ. В реалиях «Золотой Бутсы» номер СМИ = отчет о номере, выложенный в специальной теме проверяющего вашего СМИ в Лицензионной палаты. Отчет содержит ссылки на материал, указания на его авторов, оценки. К отчету обязательно прилагается текст номера в формате .doc.
6. Объем номера. Это количество материала, ссылки на который должны быть в отчете (= номере СМИ), размещенном вами в Лицензионной палате. Измеряется в авторских листах (АЛ), равных 40 000 знакам с пробелами. В Word его можно посмотреть нажав «Сервис/статистика». Можно также встретить термины НО (номинальный объем), МО (минимальный объем) – в нашем случае это все одно и то же; различия касаются лишь ежемесячников, о которых мы говорить в этой статье не будем.
Создание СМИ
Создание СМИ проходит в два этапа: выбор уровня лицензии и получение лицензии.
1. Выбор уровня лицензии
Это центральное решение, которое нужно принять создателю СМИ. Лучше выбрать чуть меньше и выполнить лицензионные требования без труда, чем выбрать высокий уровень и бросить на середине.
Возвращаемся к п. 3.3 Регламента и смотрим, из чего выбирать.
Прежде всего, отпадают уровни с 1 по 5. Это ежемесячники, для них установлены особые требования к материалу. Если вы в состоянии создать и выпускать ежемесячник, это краткое руководство не для вас.
Также отбрасываем уровни 11 и 12. Публиковать номера дважды в неделю в течение нескольких месяцев подряд без перерывов и выходных – нетривиальная задача, слишком сложная для новичка. И для «старичка» тоже.
Уровни 6 и 7 вполне по силам начинающим журналистам (что показал, в частности, прошлый сезон), но при этом достаточно сложные. Отработав такую лицензию, скорее всего, вы захотите в следующем сезоне отдохнуть.
Остаются уровни с 8 по 10, из которых и предстоит выбрать подходящий именно вам:
а) Для журналиста-одиночки отлично подойдет лицензия 8-го уровня. Чтобы её выполнить нужно 1 раз в 2 недели выпускать номер (10 номеров за сезон), объемом 0,3 АЛ (12 тыс. знаков), это примерно 2,5 небольших обзора дивизиона. За две недели! Вознаграждение в размере 60 млн. гольденов, которое вы получите в конце сезона, больше з/п президента ФС. И уж точно в разы больше, чем может заработать «местный журналист».
б) Если чувствуете желание писать много и получить больше гольденов, возьмите лицензию 9 уровня: 0,6 АЛ (24 тыс. знаков) 1 раз в 2 недели с бюджетом 120 млн. гольденов. Этот уровень для одиночки сложнее, а кроме того, вы не сможете получить всю сумму: 1) максимальная з/п журналиста составляет 100 млн. гольденов за сезон 2) существует лимит на перевод гольденов в одну команду – 50 млн. На мой взгляд, 9-й уровень оптимально подходит для двух журналистов.
в) Наконец, 10-й уровень – для трех и более журналистов. 36 000 знаков (0,9 АЛ) 1 раз в 2 недели – приличный объем. Но и бюджет соответствующий, 180 млн. гольденов! Если вас менее трех, настоятельно не рекомендую брать лицензию 10-го уровня. Выполнить, может, выполните, но это отобьет у вас интерес к журналистике надолго. Устанете. Бывают, конечно, исключения, уникумы, но – вы уверены, что относитесь к ним?
Небольшой совет по поводу оценки собственных сил. Помните, что примерно половина журналистов вашего издания будет писать максимум до середины сезона. Вас двое? Готовьтесь заканчивать журнал в одиночку.
Если понимаете, что взяли слишком высокий уровень лицензии, понизьте его. Это возможно сделать путем подачи новой заявки на лицензирование СМИ в ЛП. Также уровень лицензии можно и повысить.
2. Получение лицензии
Чтобы получить лицензию, надо выбрать главного редактора (если вы один, то выбор невелик), заполнить форму (Forma_1-2_Excel, размещенную в п. 14 Регламента, внимательно – содержит две вкладки!), заявку, требования к которой приведены в п. 3.2 Регламента, и выложить все это хозяйство в специальной теме в подфоруме Лицензионной палаты, которая называется «Получение лицензии СМИ». Если все правильно заполнили, то через какое-то время ваше сообщение отредактируют сотрудники Лицензионной палаты, указав номер лицензии и проверяющего, в чьей теме вы должны выкладывать отчеты о номерах своего СМИ.
Заполнение заявки и формы занимает примерно 5 минут, если у вас есть перед глазами необходимая информация.
Для заявки:
- Название вашего СМИ;
- ФС, к которому относится СМИ (можете указать какой угодно, но лучше свой);
- Уровень лицензии (мы его только что выбирали);
- Объем номера по лицензии (это так проверяют вашу память, надеюсь, не забыли; если забыли – п.3.3 Регламента вам поможет);
- Слово «согласен» (не парьтесь, это формальность);
- Сведения о главном редакторе (ник; название команды; ИД менеджера в Бутсе).
Для формы, первая вкладка в файле:
- Название вашего СМИ;
- Наименование ФС;
- Формат (если выходите в .pdf или .doc – 1; если на собственном сайте – 2; если просто на форуме – 3; если флеш – 4; если что-то другое – 5);
- Руководитель (имеется ввиду главный редактор);
- Уровень лицензии;
- «Согласен»
Для формы, вторая вкладка в файле (аккредитация):
- ИД и ник главного редактора;
- Код должности – 3 (если у вас главред одновременно поддерживает сайт, то 2).
Во второй вкладке таблица из четырех столбцов и трех строк. Нужно весь текст, который есть в таблице (кроме заголовка, конечно), удалить и заполнить три столбца в первой строке. Столбец, выделенный красным, не заполнять.
В принципе, в форме есть необходимые подсказки, так что, думаю, разберетесь.
Отчет о работе (выход номера)
Никого не волнует, сколько вы написали материала, до тех пор, пока не выложен отчет о нем в теме проверяющего в Лицензионной палате. Только материал, включенный в отчет, подлежит проверке и оплате. Только номер, о котором выложен отчет, считается вышедшим, причем датой выхода считается дата размещения отчета.
Отчет о номере (=номер) – это Forma_3-Excel, размещенная в п. 14 Регламента с подзаголовком «отчет о работе». Думаю, никаких проблем с ее заполнением не будет. Если у вас все статьи в одном сообщении на форуме или в одном файле – ссылка будет во всех строчках одинаковая.
Выкладываете отчет (по форме п.5.2. Регламента) в теме своего проверяющего (приложив заполненную Forma_3-Excel и Word-файл с материалом номера). Затем ждете, пока он проверит (отредактирует ваше сообщение, указав, что номер проверен). Если с чем то не согласны, например, с учтённым объемом, интересуетесь у проверяющего, лучше лично, почему ваши данные не совпадают.
Оценки за статьи
Оценки главного редактора (их нужно проставить в форме отчета) отражают не качество статьи, а размер оплаты.
Если вы в СМИ один, можно вообще не париться и ставить какие угодно оценки, все равно вся сумма пойдет вам. Если вас двое, нужно озаботиться тем, чтобы бюджет распределился справедливо и при этом ни у кого не было более 100 млн. гольденов (иначе излишек пропадет). Обратите особое внимание на оценки, поскольку именно они определяют, сколько гольденов получат журналисты по итогам работы СМИ.
Главный редактор получает 10% от бюджета издания (или 15%, если он кроме главредства еще поддерживает сайт).
Выплаты журналистам рассчитываются так: из бюджета СМИ вычитаются штрафы и вознаграждение главного редактора. Оставшаяся цифра делится на сумму всех оценок за сезон и умножается на сумму оценок данного журналиста.
К примеру, бюджет 60 млн. Вознаграждение главного редактора (10%) – 6 млн. Штрафов нет. Двумя журналистами написано три статьи, получившие по 10 баллов.
В этом случае журналист, написавший две статьи, получит (60 – 6)/30*20 = 36 млн. гольденов. Журналист, написавший одну статью (60 – 6)/30*10 = 18 млн. гольденов. Вознаграждение за главредство прибавится тому, кто был главредом (как ни странно).
Я рекомендую с начала сезона завести табличку, где отмечать все оценки журналистов и сумму оценок.
Вот, к примеру, как выглядит мой расчет A&B LIVE (скачать табличку):
В столбцах под номерами сумма оценок каждого журналиста за номер. «Итого» сумма оценок журналиста за сезон. «$» – сумма, которую журналист должен получить в конце сезона, рассчитывается автоматически.
Конечно, вы не можете достоверно знать, каковы будут штрафы, поэтому расчет будет приблизительным.
Штрафы
Весь бюджет, указанный в уровне лицензии, получить не так-то просто. Скорее всего, по ходу сезона вас на первых порах будут штрафовать, т.е. снижать размер бюджета.
Самые распространенные причины штрафов – это многочисленные ошибки (проверяйте свои тексты хотя бы Word-ом!), недобор объема номера (материала меньше, чем указано в лицензионных требованиях), просрочка выхода номера (выложили отчет позднее, чем требуется) или недостаточное количество номеров за сезон. Штрафуют, конечно, и за жульничество с материалом.
За счет штрафов бюджет может снизиться очень существенно. Иногда – в разы. Чтобы этого не произошло, внимательно следите за периодичностью сдачи отчетов в Лицензионную палату и объемом номеров.
Вот и все, что нужно знать журналисту о лицензировании СМИ. Еще раз вкратце повторю алгоритм:
- Выбираем уровень лицензии;
- Получаем лицензию, оставив заявку в ЛП и заполнив форму № 1-2;
- Пишем статьи, раз в две недели, выкладывая отчеты в ЛП по форме № 3; всего 10 отчетов за сезон;
- В отчетах выставляем оценки журналистам так, чтобы справедливо распределить бюджет;
- В конце сезона получаем круглую сумму на счет менеджера в гольденах.
Похожие статьи:
- Субъективная журналистика 17-го сезона
- FroM In SiDe: «БОМБАРДИР» – это не региональное СМИ, которое может на сезон взять отпуск
- Библия Главного редактора или как сделать “Лучшее СМИ”
- Журналистика на проекте «Золотая Бутса». Инструкция по применению!
- Личный опыт: как работал журнал La Gazzetta dello Sport
loading...
loading...
Это отличный FAQ, не слишком длинный, хоть и подробно расписывающий все аспекты создания лицензированного СМИ. Всё изложено чётко, по пунктам, со ссылками, примерами и повтором в конце для закрепления понимания. Эта работа должна помочь начинающим журналистам и убедить их в том, что регламент на самом деле не так уж и сложен, если задаться целью в нём разобраться.
Kuraudo
6 Comments
loading...
хорошая работа!
loading...
отлично составленный “ответник” на возникающий “вопросник”!
loading...
Главное, чтобы статья пошла в работу и появлялись те самые “вопросники”, которые желают стать, пусть и не большими, но маврами журналистики))
loading...
Просто, это когда мало и понятно.
loading...
мало (денег) и понятно – это МЖ))))
loading...
Не стану переписывать рецензию Kuraudo
Мнения совпали. И с заголовком статьи согласен. Действительно, лицензированное СМИ – это просто. В теории. А на практике под 30% подавших заявки не смогли их оформить правильно с первого раза.
“Вот такой интересный факт получается”. (с)
Кстати, кто-нибудь помнит, чьи это слова?