Часть первая
Они плыли по теченью, оно их принесло
Нагими на холодный стол…
«Наутилус Помпилиус»
Введение
Не за горами новый сезон, который, по заверениям администрации, должен стартовать уже через неделю после завершения этого. Тем меньше времени нам с вами остаётся, чтобы «отойти от усталости сна» и, встряхнувшись, поработать над благополучием следующего виртуального года.
Подготовительная
В предсезонных интервью нередко можно было встретить высказывания, мол, я вот то-то и вот то-то сделал и ещё, наверное, вот это попробую сделать. Хотя, конечно, собираюсь занять первое место, или где-то неподалёку, но вообще-то как получиться. Говорит всё это о том, что нить управления легко вырывается из рук. Это понятно. Спрогнозировать ситуацию наперёд с учётом стольких переменных, действительно непросто. Но какие-то минимальные усилия для определения своего участия и влияния на происходящее в дивизионе приложить не помешает, тем более, что на основании этого можно смоделировать свои поступки и решения, многие из которых отразятся-аукнутся и через сезон и через два. Каждый поступок вызывает цепную реакцию, поскольку в этой игре всё очень взаимосвязано. Хотя сказанное относится большей частью вообще ко всем вашим решениям, в этом материале мы покопаемся в такой благодатной теме, как состав команды, поскольку ничего важнее для успеха клуба в короткой и долгосрочной перспективе просто нет.
Для начала давайте оглядимся. Посмотрите на своих соседей по дивизиону, и вам многое станет понятно относительно ваших возможностей. А также давайте оценим какими ресурсами располагает клуб ( возможность игроков рвануть вверх и финансы). Мы копнём в обоих направлениях, а вы пока смотрите, смотрите. Ещё смотрите. Это полезно для того, чтобы трезво взглянуть на то, какого места в турнирной таблице заслуживает ваша команда и стоит ли вообще рвать жилы и наживать грыжу клубу. А в итоге правильно выбранная цель позволит существенно повысить шансы с успехом её достигнуть. А уж исходя из цели и ЦЕЛЕЙ, будем работать над составом.
Human behaviour
В этом сезоне мы опять сможем увидеть несколько моделей поведения менеджеров, участвующих в чемпионате.
Трансфер – это наше всё! Первая модель, заключается в том, чтобы с наскока попытаться взобраться на вершину холма, взяв с трансфера сразу, или по ходу сезона добирая опытных мастеровитых старпёров к своим развитым не по годам талантам. Чтобы получить преимущество по С11, и тем самым обеспечить победы в нужном или желаемом (или, как правило, в максимально возможном) количестве матчей. Возможно, досталось наследство от прежнего наставника клуба, а может долг от него же, неважно, деньги в игре дело второстепенное. Минусом станет то, что при этом собственные игроки будут использоваться незначительно, и деньги будут потрачены на бесперспективную «стародёжь» и в большинстве случаев впустую.
Как все. Буду стараться рвануть вверх, правда, не знаю, как отреагируют соседи, если они тоже рванут, могу никуда не попасть. Ладно, в крайнем случае, зависну где-то в середине, уж в зону вылета не попаду. Всё равно, куплю кого-нибудь в конце-начале сезона или в середине, если деньги будут, подкоплю. Правда, что-то слабовато копятся, может кредит взять, или я уже взял? Роналду, конечно, не куплю, но цены сейчас маленькие, средненький какой-нибудь вполне по карману. Ну и свои ещё побегают сезончик, половина ещё протянет, а некоторые вообще очень даже ничего. Пока эти бегают, смена растёт, пока минималок хватает. А может таланта выращенного продать, всё равно что-то медленно догоняет?
Я просто играю. Вот это команда у меня! Между прочим, сам растил. А вот этот, купленный мне тоже не даром достался, попил кровушки, зато как играл когда-то! Сроднился я с ними, ну и что, что старые и неталантливые, молодёжь да новые игроки всё только портят. К тому же я маленько отстал от основной массы, не догнать теперь, хотя если захочу – догоню, конечно. Но это сколько париться! Да и денег где столько взять? Талантов продавать я не буду, самому пригодятся, да и дешёво они сейчас, невыгодно, да и ругать будут. Лучше пусть будет пока так, подрастут мои таланты, спровадят на пенсию стариков, а пока пусть все бегают, вдруг травма или красная карточка, подмена у меня всегда есть.
Долгострой. Если менеджер пришёл всерьёз и надолго, он не побоится взять тайм-аут для своих намерений стать чемпионом, если этого требуют долгосрочная перспектива. Все талантливые игроки останутся в команде, подрастая на смену неплохих недорогих игроков основы и постепенно вливаясь в команду. Марку всё равно надо держать. Ну, в крайнем случае, прикупит кого на трансфере, неплохого и помоложе, не вылетать же, в конце концов, из дивизиона (или он итак в нижних дивах? Тогда вообще бояться нечего, + рэндом поможет). А как накоплю силы – тогда и рвану. Сейчас рвануть не очень готов, и ещё мораль подправлять – тренировки тратить, и вечеринки тоже невыгодно. И вообще мне осталось всего 2347 тренировок (число вымышленное) и команда у меня будет просто конфетка. Но, «товарищи» играть всё равно не буду, некем, а вдруг травма, да и не восстанавливаются, не успевают.
Иной. Узнали кого-то в описанном раньше? Нет? Тогда перемешайте кусочки каждого и сложите заново свою картинку. Впрочем, возможно я упустил ещё какие-то детали. В любом случае, давайте продолжим. Пора разрушать мифы.
Про количество
В большинстве клубов нашего ФС количество футболистов явно выше того, что требуется для решения задач на сезон. А если копнуть глубже, большинство из них не пригождаются или не пригодятся клубу вообще (уже в следующем сезоне?). Давайте разберёмся. Причин, почему мы не держим 11 футболистов в команде четыре. Первая – это правила. По ним, мы обязаны держать минимум 18, иначе капут. Вторая – неабсурдность нашего игрового мира, ведь откуда-то должны они браться, когда приходят в основу (не в навозе же они самозарождаются, как мухи, и не на трансфере, где-то должна расти смена). Третья, по серьёзному – это физа, потому что, действительно, далеко не все успевают восстанавливаться к товарищескому(-им) матчу(-ам).. И четвёртая – это усталость, как ни крути, а она копится, зараза, и вполне может сделать из вашего голеадора старую развалину к середине-концу сезона. От последних двух и будем отталкиваться.
Рассчитаем, сколько нам потребуется футболистов в основу для решения задачи сезона, если критерием выступает усталость. Возьмём вымышленный клуб, который катится на задворках некоторого дивизиона, по причине своей невеликой силы, потому что так будет проще, а вы потом приведёте к своим условиям. В сезоне этот клуб сыграет 30 матчей чемпионата, 1 матч Кубка страны, и стало быть получается, что 84-31=53 товарищеских матча. Если, конечно, отыграет все матчи полностью, усталость каждого полевого игрока составит 30*0,3=9 пунктов за сезон. А также 1*0,375=0,375 за Кубок страны, и 53*0,15=7,95 балла за товарищеские матчи. С таким напряжённым трудом, каждый игрок будет иметь за сезон сумму в 17,325 баллов усталости. А «погасить» каждый из них способен только 126*0,1=12,6 баллов. Предположим, что выносливость каждого игрока нашего клуба не позволяет без потери качества игры накапливать усталость более 1 балла по ходу сезона, которая также добавиться к «погашаемой» усталости, мы ведь не напрягаемся? Ну и устраивать вечеринки нам пока невыгодно. Итого 13,6 балла. Таким образом, мы получим необходимость в 17,325/13,6=1,27 округлённых игроков на каждую из десяти позиций полевых игроков на поле. Или на всех 1,27*10=12,7 футболистов. Таким образом, получим количество в 12 с половиной полевых игроков, которых хватит для того, чтобы отыграть все матчи. Придётся брать все 13, будет люфт, чтобы сыграть ещё один матч в Кубке страны. У вратарей усталость копится немного по-другому. Опуская аналогичные расчёты, скажу, что ещё нам потребуется иметь 0,95 вратаря, т.е. одну штуку. Покупаю, заверните, пожалуйста. Повторю, если кто не понял: 14 игроков основы технически хватает, чтобы отыграть ВСЕ матчи сезона в нашем примере. НО! Тут вступает в свои права следующий фактор.
Физа. Для того, чтобы теорема 14-ти стала аксиомой для данного примера, потребуются игроки с прокачанным параметром «Выносливость», в противном случае можно чаще нарываться на травмы и не получить нужного результата. Тут вам придётся присмотреться к своим игрокам. Оговорюсь только, что на основании расчётов более компетентных товарищей, имея в составе наших 14-ти игроков бойцов в возрасте 24 года и выносливостью 19 баллов, и плюс массажиста, можно не бояться вообще ничего. Гульнуть-отклониться в обе стороны на год-два или уровень-другой выносливости, тоже не ужас-страх-на кладбище. Таблицу зависимостей стоит поискать на форуме, здесь не приведу, будет плагиат. Требуйте размещения её на сайте нашего ФС или в личку. Смягчающим фактором негативного воздействия потери физы будет наличие ещё 4-х игроков, добираемых до минимального количества 18-ти игроков. Ими вполне могут стать т.1 м.8, которые всё равно могут и не сыграть в сезоне ни одного матча. А вы бы стали играть за копеечную зарплату?
Кстати о зарплате. Как вы думаете, сколько вам сэкономит состав из 14-ти игроков основы плюс 4 веника? А кроме экономии денег, что для всех ИМХО гиперактуально, далее будут и ещё аргументы. Играть то можно кем угодно, но я попробую повлиять на ваше решение в следующей части, а именно…
Про талант
Несмотря на то, что наши клубы буквально утопают в футболистах, таланты большинства из них оставляют желать лучшего. Между тем, рост клубов всея «Бутсы» и Мартиники, как её апологета, продолжается. Если совсем ещё недавно (5 сезонов назад) престарелый защитник с т.3,4 и м.92 у меня вызывал восторг от удачной покупки, и позволял с надеждой смотреть в будущее, то теперь времена другие. Начнём мы с того, что не всякий талантливый футболист перерастёт в вашей команде определённый порог по С11, вернее перерасти то он перерастёт, но на определённом уровне его рост замедлиться настолько, что он станет существенно тормозить рост всей команды. И если вы думаете, что этот порог далеко, то вы ошибаетесь.
Следующим фактором, заставляющим обратить внимание на талант игрока, является всё та же заработная плата. Поскольку нет никакой разницы, платить ли т.3 м.120 или т.9 м.120, то становиться как-то жалко, выбрасывать с трудом достающиеся гольдены на покупку Ferrаri бесперспективному игроку. И не думайте, пожалуйста, что ваш молодой, или не очень, т.1-2-3-4-5 маленького мастерства вовремя догонит основу, и начнёт приносить пользу, ранее, чем вашим внукам. Некоторое исключение составляют игроки, купленные на трансфере из сгенерированных в этом сезоне новых дивизионов развивающихся ФС. Они имеют отличную профильную прокачку и слабовыраженные непрофильные умения, которые могут позволить некоторое время растить его по мастерству. Но, как правило, за небольшие деньги можно купить только старых игроков, которые будут актуальны недолгое время, максимум сезон-два. Это балласт, на который не стоит тратить гольдены и от которого нужно избавляться при первой возможности, если вы заглядываете в будущее даже ненадолго. Между тем, уже сейчас т.6 морально устарела, практически никому не нужна и стоит небольших денег, на очереди т.7, которая может оказаться в этом положении уже в следующем сезоне, поскольку обе не удовлетворяют нуждам всё растущих и растущих клубов. Смягчающим фактором этого беспредела будет…
Следующий пунктик. Талант можно «нарастить» играя в матчах. В нашем примере, где мы рассматривали необходимое количество футболистов, получается, что каждый из них способен получить за сезон в среднем около 4000 очков опыта, что превратит т.6 в т.6,22. А т.7 в т.7,15. А т.8 в т.8,1. Для сравнения, в случае с игроком основы, играющим только матчи чемпионата и получающим 2700 очков опыта за сезон, разница будет в полтора раза не в его пользу. Также не будем забывать про бонусы. Чем больше играем – тем больше заработаем. Так что, даже из темы про талант можно сделать выводы про количество игроков. Я ж говорю, всё взаимосвязано. Растрачивая очки опыта, бонусы и гольдены на неперспективных игроков, вы отнимаете всё это у своей будущей основы, роста которой не будут ждать ваши соперники, ведь они тоже хотят стать чемпионами.
Часть вторая
Во всякой любви, кроме любви
Есть ещё много чего…
“Крематорий”
В первой нашей части мы закончили разбор функционального состава определением минимально необходимого количества игроков и их рекомендуемого таланта.
Действительно, наличие в команде максимально возможного количества талантливых игроков основы это залог того, что мы сможем по минимуму заниматься политикой латания дыр в команде. Покупая каждый сезон старпёра, который не сможет долго участвовать в играх по причине возраста и недостаточного роста по мастерству, мы выбрасываем деньги на ветер. Не говоря уже о том, что всё это время он будет требовать повышенную зарплату и забирать на себя очки опыта у талантливых игроков, которые могли бы в будущем представлять надёжную опору клуба. Потом мы отправляем старичка на пенсию, куда он уносит всё, что мы ему так щедро позволили у нас отобрать-заработать. Рациональное зерно в таких покупках всё же есть. Можно добиться сразу хороших результатов. Всегда и всего хочется много и сразу. Но всякий раз, совершая такую покупку, мы хотя и не намного, но отбрасываем клуб назад.
Про совмещения и расстановку.
Нет, здесь не будет ничего про то, какие тактики в каких случаях предпочтительнее. В конце концов, у каждого менеджера есть свой взгляд на этот вопрос. Кроме того, частенько эти тактики варьируются в зависимости от предполагаемой схемы соперника. И вообще это тема для отдельной статьи. Но продолжим нашу тему про необходимое количество игроков основы.
Когда мы рассматривали пример с условной командой, мы насчитали, что для большинства наших клубов будет вполне достаточно 14-ти человек, которые отыграют ВСЕ матчи сезона, получая при этом повышенное количество очков опыта и бонусов. Тогда можно было возразить, что есть несомненный минус, так как варьировать этих игроков по позициям под разных соперников будет затруднительно. Действительно, выставлять их всех по принципу «чего хочу, то и ворочу» не получиться, но большинство широко использующихся схем реализовать удастся. Надо лишь немного попрактиковаться. А поможет нам в реализации задуманного такая противоречивая вещь, как совмещения.
Я не раз слышал отзывы про то, что сочетание сразу двух амплуа одного игрока вещь скорее вредная, чем полезная. Эту позицию можно понять. И выводы в этом случае делались исходя из того, что зарплата такого игрока увеличивается сразу на 20 процентов, что для экономии средств совсем не здорово. Да, это так. Но это замечание верно лишь в том случае, если речь идёт о раздутом штате, с которым мы и пытаемся бороться в этой статье. И если уж у нас ограниченный контингент, совмещения сыграют на нашей стороне. Да, сначала мы переплатим эти -20 процентов, но за счёт уменьшения количества игроков в конечном итоге полученная экономия составит +30.
В самом простом и частном случае наличие в команде набора: (Ld/Lwd, Ld/Cd, Cd/Dm, Cd/Rd, Rd/Rwd) + (Lm/Lw, Lm/Cm, Cm/Dm (или Cm/Am?), Rm/Cm, Rm/Rw) + (Cf/Lf, Cf/Am, Cf/Rf), т.е те же самые 13 человек и вратарь, позволит реализовать любую схему в важном матче. И не подведёт в большинстве менее значимых. Нужно будет просто не бояться «кривых» схем. Кроме того, как мы выяснили, такое количество позволяет не перегружать игроков и поддерживать их нормальное состояние при хорошей прокачке выносливости. Если вы находите тут какой-то изъян, кто мешает чуть увеличить их число в нужную сторону? Для тех, кто не варьирует схемы всё ещё проще. Выкиньте неиспользуемые совмещения из набора. Например, для реализации стандартной 4-4-2 понадобятся (Ld, Ld/Cd, Cd, Rd/Cd, Rd) + (Lm, Lm/Cm, Cm, Rm/Cm, Rm) + (3 Cf) и, конечно, вратарь. Таким же образом подбираются игроки для схемы 3-5-2. И 3-4-3. И 4-3-3 (в ней будет 5 защитников, 4 полузащитника и 4 форварда). Я не буду совсем упрощать Вам задачу. Скажу лишь, что умело подобранная система рокировки игроков по матчам позволит сыграть их без потерь в качестве и с оптимальной отдачей/нагрузкой игроков. Неумелая – разрушит всё как карточный домик. Разработать эту систему предстоит Вам самим в зависимости от предпочтений игровых схем. Я только подскажу, что ориентиром, что вы делаете всё правильно, станет равномерно распределённая усталость (не физа) игроков, которых Вы хотите нагружать по максимуму.
Есть ещё одна тонкость. Травмы и дисквалификации. Наличие этих неприятностей слегка выводит сбалансированную, было, усталость остальных футболистов из равновесия. Но ведь это закончиться и тогда «отдыхавшего» можно будет постепенно донагрузить до уровня товарищей усиленным участием в матчах. И, кроме того, если помните, нам для выполнения задачи сезона требовалось не 13, а 12,5 полевых игроков. Вот эти то 0,5 (как правило, это чуть менее задействованные форварды, (сказано не про 4-3-3 и не 3-4-3)) и будут небольшим дополнительным уравновешивающим фактором временной потери игрока.
Про мастерство. Приходя на проект, каждый из нас желает побеждать и, таким образом, оказывается втянут в широкомасштабную бесконечную «гонку вооружений». Это закономерно. Это заложено природой. Каждый из нас выиграл свою самую первую гонку, будучи ещё сперматозоидом. Но, проводя время за этой гонкой, не мешало бы разобраться, когда вы пытаетесь получить хорошо вооружённое и обученное компактное действующее подразделение, а когда мобилизуете армию крестьян с копьями и вёдрами на головах вместо шлемов, с богатырями-кузнецами на правах гвардии. Неизвестно ещё, чья эффективность окажется выше.
На самом деле, здесь мало есть о чём писать. Самым широко распространённым показателем успешности клуба принято считать силу 11-ти лучших (С11). Если мы хотим получить представление о возможном исходе поединка двух клубов, что мы делаем? Правильно, сравниваем их С11. И хотя вроде бы всё просто, тут есть некие подводные камни. Суммарное мастерство команды складывается из способностей футболистов её наполняющих. Поэтому мало иметь большую величину, надо получить её наиболее эффективным способом.
Начнём с начала. Во-первых, как я уже говорил, не следует наращивать силу бездумно. Прежде всего, не помешает оглядеться и определить, на какие результаты может рассчитывать клуб в сезоне. Если, например, у Вас с десяток конкурентов намного сильнее родного клуба, которые с огнём жажды смерти в глазах стремятся рвать соперника в каждом матче, для достижения высокого результата придётся здорово попотеть, усиливая команду. И, наверняка, не обойдётся без серьёзных покупок на трансфере, ведь, в целом, клубы в дивизионе находятся примерно в равных условиях и соперники-монстры не будут меланхолично наблюдать, как Ваш клуб увеличивает своё преимущество, опережая их клубы по очкам. Немногим ранее, было нормальным, если каждый из дивизионов рос примерно на 5 очков за сезон. Кстати, этот рост команд в сериях постепенно уменьшился бы из-за замедления роста игроков с усилением их мастеровитости, однако, дефляция стоимости игроков на трансфере заманивает всё дальше уходить по пути гонки вооружений, расходуя на это всё больше и больше гольденов. Это притом, что расходы растут и гольдены достаются всё труднее. Таким образом, чтобы получить сколь-нибудь уверенное влияние на свою успешность в сезоне требовалось бы швырнуть свой клуб вперёд на 10 баллов по С11. И если команда не имеет средств или внутренних ресурсов на такой рывок, ваши шансы на успешный сезон также писаны вилами на воде, как и у других участников. Вы готовы рвать жилы клубу за какое-то «может быть»? Действительно ли это важно, займёт ли клуб 6-е или 12-е место? Если Вы хотите твёрдого результата, не лучше ли переждать сезон, проведя его в подготовке к будущему безоговорочно победоносному броску? Я не рекомендую ничего. Что такое игра без побед? Просто приглашаю задуматься над тем, что, расходуя средства, нужно получить в конце прибыль, а не лотерейный билет.
Кстати. По недавно отменённым правилам Fair Play в сезоне нельзя было играть более пяти матчей с одним соперником. Сделано это было для того, чтобы у менеджеров не было возможности подбирать эффективность составов методом перебора. Правило это не всегда применялось, особенно если злой умысел казался неявным. Но, если на Вас бы пало такое подозрение – можно было схлопотать жёлтую карточку. Тем не менее, из этого можно сделать вывод, что действительно существуют схемы, которые можно эффективно использовать в игре против других. Наш Геннадий, оказывается не такая уж таинственная личность.
Пошли дальше. Те, кто читают мои опусы на постоянной основе, уже заметили, что я уделяю большое внимание морали. На мой взгляд, это один из самых влияющих факторов. И следить за её нормальным состоянием крайне необходимо, если целью является хороший результат матча. Посудите сами. Если человек старается прокачивать мастерство команде, получая незначительный прирост за весь сезон, разве хорошо трынькать его по пустякам? Например, если со 114 команда с трудом за весь сезон доросла до 120. А мораль 13. Так кто же выйдет на поле в итоге? Всё те же 114. Так зачем мы платим за 120? То же касается и физы, кстати.
Продолжим. Как было сказано выше, мастерство всей команды складывается из умений участников. Начнём дробить эту величину. Сначала кусками побольше. А грубо, у нас есть три линии игроков. Защита+вратарь, полузащита и нападение. И, на мой взгляд, сбалансированность этих линий может здорово отразиться на результатах. Иногда результат матча зависит от одного единственного гола. Тем важнее привести эти линии хотя бы в примерное соответствие. Допустим, у Вас проблемы с защитой, игроки развиты меньше, чем в центре поля и нападении, или ворота недостаточно охраняются. В этом случае, даже если делать ставку на то, что форварды наколотят много голов, в ваши может прилететь не меньше. Возьмём в виде примера, что защита у нас в среднем с игроками по 110, полузащита – 120, нападение – 130. Или вратарь дырка. Средняя то сила под 120. И что в итоге? Стараемся атаковать. Отлично, если наколотили. Но, если не получается, чуть зависли в атаке, основная масса игроков перебралась на половину соперника, потеряли мяч, контратака, а в защите лохи! Будьте любезны, вынимайте, начнём с центра поля. Ладно, тогда давайте лучше будем защищаться. На своей половине скопилось много игроков. Своих и чужих, половина не на своей позиции. А если заметили, если полузащ или нападающий начинает на своей территории опекать врага, защитники уже помогать не особо то и бегут. Часто соберутся в сторонке и вместе травят анекдоты, или причёски обсуждают. И что там сделает этот хавбек со своим куцым отбором, ненадлежащими бонусами, да не на своей позиции с быстрым или техничным форвардом соперника? Да пропустит, скорее всего, рывок, конечно. Ну вот, опять, привезли, вынимайте, пожалуйста. И это несмотря на общую С11 в 120 баллов! Чем чревато? Очки упустили, мораль понизили, зрительский и менеджерский рейтинг уронили, а соперник вроде не сильный был…Я, конечно, сгущаю, но зерно в этом есть. Особая песня – середина поля. ИМХО, это вообще краеугольный камень надёжной игры команды, как и в реальном футболе. Без хорошистов не обойтись, а то только и будете бегать от одних ворот до других, кому повезёт. Из всех линий, пожалуй, право на некоторое «выпячивание» имеют только нападающие. Вот уж тут немного похвастаться силой лишним не будет. Не так уж много моментов, порой, бывает, чтобы их упускать.
Но это в общем. А если взять лупу, и посмотреть внимательнее, то любое серьёзное отклонение отдельного игрока от средней С11 – есть упущенные возможности. Что толку от многочисленных открываний сильного нападающего, если ему пас долетает один из десяти? И какая польза от сильных крайних, если по центру «проходной двор»? Опять утрирую, но КПД от несбалансированности всё же падает. Только растраты одни. Непостоянство результатов говорит о том, что у вас есть дыры, через которые опытный тренер противника может привезти столько, сколько позволите.
Если решите, что не мешает взять некоторую паузу в своей алчной жажде побед, чтобы немножко привести в порядок команду (в который раз) худа не будет. Паузы отлично позволяют накапливать скрытое мастерство. Я говорю про…
Профили. Одна из самых обсуждаемых тем. Возможно, я имею предубеждение, но считаю профили и сопутствующие им характерные игровому амплуа умения важнейшей составляющей силы игрока. Если задуматься, то, кроме того, что каждый футболист вливает своё мастерство в общекомандную копилку (и тем самым влияет на Гену при определении начального соотношения силы клубов в матче), он ещё выполняет на поле какие-то свои функции. В связи с этим позвольте поделиться некоторыми своими соображениями насчёт того, как мог бы работать Гена. Выкладки, которые приведу здесь, ни в коем случае не носят утвердительный характер, а всего лишь являются какими-то моими предположениями. Просто во времена лихой молодости мне довелось небольшое время программировать на простейшем языке. Поэтому попробовал проанализировать возможные алгоритмы той части программ, которую мы привыкли называть генератором. Но родилось, конечно, так, как примерно сделал бы его сам.
В моём понимании, это могло бы быть устроено так. Отсылая составы и иже с ними на игру, менеджеры предоставляли необходимую часть базы данных для того, чтобы исполняемая часть программы могла на основании этого определить последовательность событий, происходящих в матче. Если хотите, проложить маршрут одной дороги среди бесконечной сети путей, с множеством развилок. И всё это пропущенное через сито разных вероятностей событий матча.
Пример. Стоит вратарь. В руках мяч. Думает: выбить или пасануть защитнику. Генератор (Г) запускает рэндом, тот решает (н-р, 50/50%) – это будет пас. Вратарь думает: которому? Г, рэндом: да вот этому, который слева. Ок. В зависимости от своего мастерства да бонусов, вратарь пасует тому с определённой точностью в назначенную точку поля. Чем выше мастерство (н-р, мастерство вратаря 120 делить на 8(кол-во умений игрока), точность ассоциируется с пасом уровня 15) тем точнее мяч прилетит к этой точке (15 не самый хороший уровень для умения пас . Ок. Событие: пас. Мяч полетел, мяч дошёл. Теперь черёд защитника. Примет или не примет, и мяч отскочит от его дурной головы (смотрите матчи). А у него приём мяча 13. Г, рэндом: (Через вероятность соответствующую приёму мяча уровня 13) выпадает, что примет. Ок. Принял, а в голове уже крутится – сразу отпасовать или пробежаться немного с мячом? Г, рэндом (70/30%): пасуем на правого хавбека. А почему такие неравные возможности, спросите вы? Так это ж вы давали ему задание «фланги», вот вам и пас на фланг. А не давали бы, так и было бы больше шансов на проход, н-р, 50/50%. Ок, через Г с точностью и силой уровня паса, присущей этому защитнику, тот запускает свой снаряд в направлении правого хава. Но расстояние велико, а умение невысоко. И вот круглый летит чуть в сторону, да так, что Rm догоняет его возле самой-самой бровки, т.к. до момента касания мячом поля он неторопливо трусил по своему флангу и не подозревал о том, что ему сейчас прилетит. Или, вообще, курил в своей назначенной Геной точке рандеву с мячом, а тот пришёл неточно, и игрок бросился догонять поздно (смотрите матчи). Мог бы и вообще не догнать, ведь бонус скорости Вы ему не прокачали, и догонять пришлось с базовой скоростью игрока. Но всё хорошо, что хорошо кончается. Мяч принят (рэндом разрешил, ведь вероятность приёма была высока – уровень был достаточен). И вот уже хав, принявший через рэндом решение на сольный проход, устремляется по своему флангу вперёд. Но что это? Навстречу ему мчится левый защитник соперника, ведь Rm вошёл в зону его опеки. Мяч заходил ходуном и закрутился в ногах игрока, он попробовал воспользоваться своим недурным дриблингом, не иначе генератор решил, что это будет обводка, а не пас форварду. И ведь прорвался, шельмец! Пока защитник обречённо тащился у него на хвосте (отбор Гена не одобрил, собака, хотя ведь уровень высок, ну да что с него возьмёшь, рэндом есть рэндом, не повезло просто), чуть позже можно будет ещё раз запросить благословения на попытку, хорошо ещё, что Ск3 позволяла не отстать. И тут на помощь бросился затесавшийся не к месту форвард противника (тренер решил выставить ползунок тактики на оборону, поэтому на свою половину сейчас отошли все те немногие, которым дозволено периодически выбегать в атаку). Ну, тут уж ничего не попишешь, против двоих не попрёшь, и хав обречённо отдаёт пас. Или навес? Вы, кстати, знали, что это совершенно разные вещи? Всё-таки пас. На ближайшего своего нападающего. И удачный, ведь как раз в этот момент форвард совершил рывок, как будто они с полузащитником разъединённые в детстве сиамские близнецы и один всегда знает, о чём думает другой. Да, нет, конечно, это Гена знает. И вообще, вы заметили, что всё это время каждый игрок на поле перемещался в соответствии с командами Гены, инструкции для которого вы давали в своих настройках на игру, и о которых он периодически вспоминает, и иногда вас слушается. Упростим дальнейшее. Пас прошёл (опека-перехват у защитника бездарные). Мяч принят и последовал удар по воротам. А вот если бы на месте этого нападающего был, например, Lw, то удара могло и не быть, ведь у того вероятность удара в этой ситуации (35%) намного ниже, чем вероятность паса (65%). И вот такую запись прошедших событий, но без алгоритма, только единожды рассчитанный программой путь, исходя из наших отправленных составов-настроек, пропущенных через машину-генератор, мы и получали в своих гам-файлах. Опустим теперь завесу интриги над нашим представлением и вернёмся к тому, о чём мы здесь, собственно, читаем. К нашим баранам, пардон, игрокам.
Вы всё ещё продолжаете считать, что, прокачивая нападающему отбор, в погоне за высоким мастерством игрока, помогаете команде побеждать? Засомневались? Нет? Ну и правильно. Помощь есть. Ведь я уже сказал, что влияние С11 продолжает оставаться одним из доминирующих факторов влияния на итог. Почему-то. Да и зачем нам вообще эти сказки. Возможно, всё проще. Бежит нап 100, навстречу защ 120. Чем кончится? 120, конечно отнимет у 100, хотя у него отбор 14. А может 14 это очень неплохой отбор и шансы уже с 14-ю очень высоки? Одни догадки и туман. Ну, и насчёт нападающего. Ведь он может и в штрафной попрессинговать удаляющегося с мячом защитника, начинающего контратаку. Что будет, если у нападающего не хватит умения отбор? Нарушение будет и карточка будет. Не знаю как у вас, у меня это периодически происходило. Так что и отбор пригодиться. Но как-то косвенно, правда.
Итак, надеюсь, что мы, хотя и на примере, но порассуждали о профилях. Продолжать не буду. Отмечу только, что, качая профили, мы помогаем нашим игрокам выполнять именно ту работу, ради которой они вышли на поле именно на свою позицию. Нет, даже не гарантированный успех события, а увеличение ВЕРОЯТНОСТИ успешного развития того или иного события. А вероятность это такое дело… Раз в году и палка стреляет. Думаю, в долгосрочной перспективе все эти суммированные повышения вероятностей суммарно из-за прокачки профилей дадут клубу ощутимый результат. Недаром, насколько я знаю, профили ценит и авторитетный D_N_S, который, уж наверняка, знает об этом намного больше меня. Но ситуации на поле бывают разные, и смоделировать и предусмотреть их – как раз работа тренера. Поэтому задумайтесь сами о том, какие это будут умения для каждой позиции. А мы перейдём к следующему разделу…
Часть 3
Нас так много на дереве рядом
И каждый рождён шелкопрядом
И плетёт свою тонкую нить…
“Флёр”
В прошлой части мы закончили разбирать совмещения, расстановку, мастерство и профили предполагаемой команды. А закончим мы статью упоминанием про…
Бонусы. Попробуем разобрать их все, применительно к позициям игроков. Поскольку у большинства из нас не такая уж большая возможность обрасти бонусами с ног до головы, выбор каждого из них приходиться производить осторожно и с оглядкой. Влияние от правильно подобранного бонуса может быть весьма зн Причём, естественно, то, что для одного амплуа подходит отлично, для другого не принесёт существенной пользы. Тем более, стоит выбирать подходящие, ведь наличие бонуса у игрока накладывает отпечаток и на его зарплатную ведомость. Но обо всём этом Вы, наверное, уже догадывались, так что перейдём делу. Как я понимаю, бонусы оказывают своё влияние на происходящее путём изменения по ходу матча (при генерации) величин профилей или мастерства футболиста, а также некоторых базовых умений, которых не встретишь в его личном досье на сайте (суслика видишь? – нет – а он есть!). Все мои рассуждения несут на своей спине татуировку «ИМХО», прошу учесть.
• От ворот (Ов). Бонус голкипера, который для меня лично не несёт смысловой нагрузки. Полезность выноса мяча подальше, в толпу, представляется сомнительной. Точность такого паса должна быть невысока, а приём мяча затруднён. Возможно, бонус может быть полезен, когда из всех игроков команды только атакующие представляют собой хороших крепких мастеров своего дела. В остальном, мог бы пригодиться, только если бы Гена не отличал разные бонусы, а использовал бы их как сумму коэффициентов для расчёта улучшения мастерства голкипера.
• Один-на-один (Од). Противоположный случай. Как событие в генераторе, выходы один на один представляют собой очень распространённое явление. Немудрено, что большинство менеджеров выбирают его как самый прокачиваемый. Здорово увеличивает шансы голкипера. Мой Топ-5, как самый полезный.
• Универсал (Ун). Может пригодиться совсем уж в крайних случаях в тех командах, где не развита практика совмещения позиций. При ограниченном количестве футболистов, на этапе становления, без совмещений никуда, поэтому всегда найдётся замена отсутствующему амплуа среди других игроков, если будут травмы или дисквалификации их товарища. В случае же полного коллапса не окажет существенного влияния. А стало быть, этот бонус – не мой выбор.
• Лидер (Лд). Пожалуй, полезный бонус. Влияет через важную составляющую. Но, поскольку, предпочитаю править мораль игроков другими способами, а прочие бонусы представляются мне более важными, не выбирал его для своих подопечных ни разу. Не откажусь взять на трансфере игрока, если у него будет в наличии это улучшение, но сам пока воздержусь от его сознательного выбора. Возможно, изменю мнение, когда с ростом мастерства футболистов ценность каждой тренировки будет столь высока, что будет жаль тратить её на психолога.
• Ауты (Ау). Ещё один бесполезный, на мой взгляд, бонус. Встречал футболистов с ним, но ценности не осознал. Ауты редки, ни разу не было забросов прямо в штрафную соперника, чтобы обойти возможность офсайда, которого в Бутсе вообще не бывает. Все ауты, как правило, выбрасываются безмозгло и безответственно, и улучшить эту ситуацию прокачкой бонуса хотя бы и на максимальные 25% желания нет. Не думаю, что это поможет. Слишком глупо бросают.
• Угловые (Уг). Неплохой бонус для полевых игроков, даже, кажется, кому-то ставил. Но практикую подачу угловых крайними полузащитниками, а им баллы выпадают нечасто. Да даже если бы подавал кто-то другой, всё равно жалко очков и всегда найдётся какой-нибудь бонус получше и попрофильней. Однако для несильных на фоне остальных команд клубов, часто живущих стандартами, может потребоваться исполнитель с таким умением. Хотя для успешной реализации всё равно отдал бы предпочтение прокачке паса. Для вратарей считаю бонус вторым по важности, угловые чаще штрафных и намного распространённее пенальти.
• Штрафной (Шт). Также может подойти для полевых игроков несильных команд. Также не использую, т.к. бью полузащитниками с дефицитом более полезных бонусов. Кроме того, в случае, если точный навес это важно для Вас – можно просто форсировать прокачку паса у игрока до достойного уровня. Если это удар, то точность и/или силу удара. У талантливого игрока прокачка займёт меньше времени, чем накопление нужного для получения бонуса количества очков. Может также быть уместен, если Вы хотите, чтобы эти профили (прокачанные хотя бы от 20 и выше) выросли при реализации вообще до заоблачных высот. Для вратарей этот бонус считаю третьим по важности. Одно время очень злился, когда команды слабее моей за короткий период несколько раз уезжали с тремя очками, потому что всего единожды смогли реализовать свой штрафной в матче и победить с минимальным счётом. В тот время я готов был прокачать его до максимального уровня.
• Пенальти (Пн). Тоже не ценю этот бонус. Были сезоны, когда ни в мои, ни в ворота соперника не было пробито НИ ОДНОГО пенальти! Так зачем?
• Головой (Гл). Одно время считал его непременным атрибутом центральных нападающих и защитников. Так оно и есть, но он отступил на третий план, поскольку, на мой взгляд, компенсируется прокачкой соответствующих умений или мастерства игроков. Надо отметить, что подачи в штрафную делятся на собственно пасы и навесы. Поставил бы его, когда бы мог приказать игрокам только навешивать на ворота в ущерб передачам низом на форварда, и поскольку навесы случаются отнюдь не чаще пасов, то нет желания увеличивать на 5-10% вероятность успеха. А растить Гл5 просто жалко. В случае с защитниками на данном этапе осознанно выбираю сумятицу в штрафной и возможность пропустить гол, поскольку далеко и точно они всё равно не выбивают, и, тем самым, опасность не уменьшают. Никому кроме вышеперечисленных позиций, как мне кажется, этот бонус просто не нужен.
• Навесы (Нв). Неплохой бонус для крайних хавбеков, который опять же может быть заменён хорошей прокачкой паса и потому менее ценен.
• Подкат (Пд). В реальном мире один из важнейших элементов игры в мире виртуальном не настолько ценен. Подкаты встречаются нечасто, и даже не могу представить удачного случая его применения. Теоретически подошёл бы крайним защитникам или вингерам для того, например, чтобы сорвать быструю контратаку противника и дать возможность основным силам команды вернуться на свою половину для организации грамотной обороны. Но здесь используют подкат неохотно и в большинстве случаев защитники в полном составе уже пасутся неподалёку от ворот и даже неважно, сколько их будет. Потому что, ещё в недавнем прошлом, нередко какой-нибудь один встречал нападающих противника, в то время как остальные четверо испуганно сбивались в кучу где-нибудь возле углового флажка и выходить оттуда долго не хотели. И хотя те времена, слава богу, прошли, вменяемость поведения защитников иногда оставляет желать лучшего. Так что, наличие такого бонуса как подкат это не самое гланое, что хотелось бы иметь
• Перехват (Пр). Вот тут готов ставить этот бонус. Нередко защитники не могут перехватить передачу на форварда, которая в большинстве случаев представляет реальную угрозу воротам. И хотя бонус компенсируется прокачкой опеки, его присутствие у игрока лишним не кажется. Если из пяти угроз воротам за матч он снимет хотя бы парочку, что ж, очень хорошо. Некоторые ставят его полузащитникам и эта логика также понятна. Прервать атаку уже в центре поля или по флангам тоже представляется полезным.
• Плеймэйкер (Пл). Один из очень полезных бонусов в линиях полузащиты и, может быть, атаки. А если заметили, с пасами и передачами на поле просто беда. Создаётся впечатление, что на поле дворовые команды. И слишком уж много рэмдомной составляющей основывается на том, пройдёт ли пас и будет ли точным навес, или нет. Мажут все. Причём совершенно непонятно, почему хорошо прокачанные пасы не влияют на точность передачи. Иной раз хавбек, уходящий по флангу, способен принять чуть ли не один из пяти пасов. Так что лишним этот бонус не будет. По идее, вполне может быть заменён хорошей прокачкой паса и приёма мяча, но, увы…
• Техника (Тх). Тоже неплохой. Однако слегка не доверяю. Может быть заменён прокачкой дриблинга. Одно время не в этом составе мои напы показывали чудеса дриблинга, нередко прошивая оборону противника, но с тех пор не отмечал каких то особых плюсов от его наличия, скорее попытки дриблинга приводят к бесполезной потере мяча. Возможно, времена поменялись. Теперь и защитники лучше и нападающие не рискуют и не умеют идти в обводку. Где бы раздобыть Марадону…. В целом нужный атакерам и хавам бонус, хотя периодически и защитники тащат мяч до посинения аж от своей штрафной, даже если их в этот момент активно прессингуют. И рискуют, даже если сзади никого нет, только Москва. Нет бы пас поскорее отдать! Аж бесит!
• Атлетизм (Ат). Увеличивает выносливость, а стало быть, уменьшает послематчевую усталость. Тем и ценен. И ещё. Цитата. «Одновременно – чем выше бонус, тем меньше потеря “физы” в течение матча». А вот тут некоторое противоречие. Насколько я знаю, раньше на события в матче влияла некая, назовём условно, «усталость», которая изменяла возможности футболистов по ходу матча. Всё логично и понятно. Вот игрок отыграл уже почти весь матч, потому и играет хуже, а вот свеженький вышел, сразу убежал и забил. Но сейчас, вроде бы, этот гаджет в матчах отключен и непонятно про какую такую «потерю физы в течение матча» идёт разговор. Так что пока, по умолчанию, остаётся только послематчевая усталость. Но ведь с усталостью можно бороться и другими методами…
• Скорость (Ск). А вот этот бонус заменить прокачкой, кажется, нельзя. Игроки обычно движутся по полю с некоей «базовой» скоростью. И повлиять на её увеличение можно этим бонусом. Будет нелишним для всех игроков кроме вратаря, хотя иногда и его не мешало бы слегка подзарядить. Преимущества скорости на поле оспаривать трудно. Поди, поймай быстрого Быстрова.
Обратите, пожалуйста, внимание, что каждый уровень бонуса даёт всего лишь 5%. Предположим, вы хотели бы улучшить перехват. Значение опеки у Вас 15. Что даст бонус 1-го уровня? Опеку размером 15,75. А второго? 16,5. Это намного отличается от 15-ти? На мой взгляд, нет. А если она у вас 20? Первый уровень изменит опеку до 21, второй до 22. Тоже невелико отличие, но, по крайней мере, прокачка не будет длиться долго, а на нижних уровнях величина опеки с бонусом и вовсе будет отличаться крайне незначительно от базовой. Проще прокачать умение. И если уж качать бонусы, может, стоит качать важные и помногу уровней? Решать опять вам.
Ладно. Пока всё. Закругляемся потихоньку.
Резюме
Давайте задумаемся, что принесёт нам неквалифицированная С11, снаряду с раздутым штатом игроков и персонала, небрежном отношении к финансам и недальновидной политикой развития команды и ДЮСШ. При кажущемся равенстве в соперничестве с такими же, но эффективно управляемыми командами. Потерю денег, рейтингов, морали игроков, своего времени, наконец, интереса к игре из-за неудач. Ещё многое можно упустить.
Прошлый сезон дал мне ощущение того, что, хотя и при некотором попустительстве соперников, именно профильность и вечно высокая мораль игроков позволила мне болтаться весь сезон в районе 3-го места, хотя по С11 мой «С.О. Тренель-Волга» был месте на 12-ом. Иной раз, намного отставая от большинства клубов второго дивизиона Мартиники. Не были исключением из этих правил и достижения сезона 11.
Раньше, имея разницу более 5 очков по С11 уже можно было судить о том, кто имеет лучшие шансы на победу. Так было довольно долгое время, но теперь, к счастью, эти времена уходят всё дальше, и мы постепенно начинаем отходить от этой общепринятой практики. Это намного более интересно. И хотя влияние С11 по-прежнему чувствуется ещё очень сильно, как говориться, «начало покладено». На сцене театра боевых действий начинают всё больше проявлять себя другие важные факторы, определяющие успех. Стоит обратить на них внимание. И меняться самим вслед за меняющимися условиями. Движение это жизнь. Всем успехов на футбольных полях.
Похожие статьи:
- Турнир дублеров с бермудским акцентом! Взгляд в будущее…
- Под знаком “т”
- Шмактика
- Продажность vs патриотизм
- Можно лучше
loading...
loading...
4 Comments
loading...
нереально много букв и многое повторяется, но всё же для новичков было бы небезынтересно…
loading...
“угловые чаще штрафных”
0_о
“что превратит т.6 в т.6,22. А т.7 в т.7,15.”
в 6.2 и в 7.1
“Предположим, что выносливость каждого игрока нашего клуба не позволяет без потери качества игры накапливать усталость более 1 балла по ходу сезона”
предположение типа “а давайте предположим, что мы не можем зарабатывать больше 200 баксов в месяц и построим на этом теорию как нам выжить”
“Или на всех 1,27*10=12,7 футболистов”
“нам для выполнения задачи сезона требовалось не 13, а 12,5 полевых игроков”
анализ действий гены, представленный в статье уже где-то читал, точно помню.
первая часть порадовала очень, вторая слабее, про третью лучше не буду ничего говорить.
ставлю 9 исключительно за первую часть.
loading...
Спасибо за комментарии
-У меня угловые чаще штрафных, по крайней мере были…
-превратит в 6.22, хотя на тренировках работать будет 6.2, конечно )
-200 баксов, страшно подумать, пенсия уже так недалеко…
-12,7 и 12,5 – простите мне моё фривольное заигрывание с цифрами, пожалуйста.
- анализы, быть может тоже когда-то где-то читал. Здесь моё видение, плагиатом не балуюсь. Кстати, теперь, по прошествии времени, мне кажется, что там намного всё проще…
-за оценку спасибо. Чисто внутренний материал для ФС Мартиники, статья не писалась под Бомбардир и не должна была попадать сюда. Случайность+безразличие.
loading...
спасибо за коммент к комменту )
- не представляю, по просмотренным навскидку матча штрафных минимум в 2 раза больше.
- просто нет понятие сотых в р/т.
- все проблемы с усталостью лечатся высоким выносом, об этом речь..
- да сколько угодно )
- значит просто читал ваш анализ матча уже раньше где-то )
- прикольно, кто-то ж отформатировал текст и закинул сюда )