Семь тысяч сто сорок квадратных метров – 105 в длину и 68 в ширину. Всего лишь небольшой кусок земной поверхности. Но именно на этом прямоугольнике с травяным газоном вершатся судьбы, происходят события, о которых ещё долгие годы люди вспоминают с радостью, что они это видели.
Всего несколько часов тому назад на стадионе «Вудландс» прошел очередной матч. Болельщики уже разошлись по домам, игроки отдыхали на базе после напряженной встречи, и только на поле продолжал витать дух игры. Мне лишь оставалось вдохнуть полной грудью этот воздух, чтобы еще ближе стать к этой арене. Сегодня перед началом матча праздновали юбилей одного из основателя клуба, в честь которого и назван был стадион – Джеймса Вудландса, моего деда. Да и соперник был соответствующий – чемпионы прошлого сезона и гранды замбийского футбола «Рифлемен», тем более их болельщики обитали в соседнем районе столичного города Лусаки.
Шел очередной вечер лета 1952 года. Именно в этот день пятерка молодых ребят позвонила в дверь Джеймса. Они пытались собрать деньги для сохранения детской футбольной школы, которая располагалась неподалеку от нашего дома. Мой дед был последним в их списке. Если бы тогда он не ответил им “да”, может и не было ни клуба, ни всех людей, которые связали с ним свою судьбу. Но он решил поддержать ребят, которые всего лишь хотели играть в футбол, а ему, как англичанину, это было понять очень просто. В итоге его фабрика взяла под опеку школу, помогла купить форму и мячи. И в дальнейшем были планы постепенно, на основе воспитанников создать свой клуб.
В этот прекрасный вечер на трибунах стадиона собралось 60 998 зрителей, чтобы поддержать своих любимцев в этом матче. Каждому из них хотелось спустя 90 минут радоваться победе, но, к сожалению, нельзя только выигрывать. Для меня этот стадион был вторым домом, каждый уголок поля был мне знаком, за практически любой кочкой скрывалась какая-нибудь история из прошлого. Так, например, газон в районе одиннадцатиметровой отметки уже несколько раз пришлось менять за последнее время – почему-то прижилось у игроков традиция после каждого забитого им пенальти забирать этот небольшой кусочек поля себе. Благо у каждого из них имеется свой дом и имеется место, где его разместить.
А вот кочка возле одного из угловых флажков попортила много нервов нашим соперникам – кто-то хорошенько запинался об нее, а для некоторых она становилась фактором неожиданности, так как мяч мог выбрать любую траекторию движения после нее.
А если бы тогда ребята не постучались в дверь, может быть, не было и меня. Так как моей бабушкой оказалась одна из сестер тех молодых ребят. Они познакомились на футбольном поле, когда Джеймс приехал в школу, чтобы посмотреть, как идут дела уже в его любимом детище. Тем более его идея с созданием достойного клуба занимала все больше времени, и постепенно он начал сам заниматься ведением дел в школе. Первые свои игры они проводили практически на пустыре – так называемом муниципальном стадионе, за который еще приходилось платить городу. Но всего через пару лет команда все чаще уходила с поля с победой, занимая все более высокие места в любительских лигах столичного района.
Игра началась без разведки, да и какие могут быть «предварительные ласки», когда команды уже знакомы, да и тренера подготовились к этой встрече, изучив все возможности соперника. «Стрелки» с самого начала, как фавориты встречи, захватили преимущество и начали постепенно увеличивать давление на хозяев.
А на 14-й минуте встречи им удалось просто уничтожить защиту. Трижды подряд из пределов штрафной они расстреливали голкипера Владимира Спаса, но он был непробиваем, невероятным образом отбив удары. После этого диктор по стадиону объявил, что в честь нашего вратаря в перерыве можно будет попробовать сала и горилки. Второй, конечно же, немного. Все-таки второй тайм еще впереди.
Да ведь этого стадиона могло и не быть. На этом участке в 7140 квадратных метров была раньше автомобильная свалка, но деду удалось договориться с властями и выкупить эту землю. Началась стройка. Первоначально он представлял собой небольшой стадион с деревянными трибунами на пару тысяч мест, табло, конечно же, тоже было простейшим и юнцам во время встречи приходилось вручную менять таблички. Но уже тогда это было поле битвы, пусть сражения были и не столь известными для общественности, однако футболистам на это было наплевать. Они играли…
После этого игра немного успокоилась. В основном все события происходили в центре поля, где каждая команда пыталась взять инициативу в свои руки, но никому этого не удавалось. На 37-й минуте впервые в игре и «горожане» заставили своих болельщиков горевать от разочарования – после передачи Ханну Кускунена Давид Вьяджи остался один на один с голкипером соперника, но, к сожалению, мяч ушел выше ворот. А ведь был такой шанс вновь услышать на стадионе финскую польку.
Шли годы. Клуб постепенно развивался. И Джеймсу наконец-то удалось подписать соглашение с федерацией футбола о вступлении команды в Лигу. После этого началась настоящая карусель – от низших дивизионов до элиты. Но, главное, у нас появились болельщики, которые были готовы поддержать в любую минуту своих любимцев. Вначале их было несколько десятков, затем сотни. Чтобы удовлетворить потребности, стадион медленно продолжал расширяться. Все-таки именно они являются, по сути, душой клуба – и чем больше они готовы поделиться частичкой самих себя, тем сильнее команда будет на поле сражаться за них и за себя. Основу наших фанатов, конечно же, составляли рабочие, которые трудились на фабриках деда. Тем более, большей частью именно их сыновья и играли за клуб. Со временем прицепилось и прозвище – «горожане». А как же по другому, если было выбрано гордое название – «Сити оф Лусака».
И тут сработало всем известное правило – «не забил сам, доставай мяч из сетки своих ворот». Руперт Браун сумел на своей бровке накрутить Макса Куленко и сделал точный навес во вратарскую зону на Дабида Каланде, которому оставалось уже просто расстрелять нашего вратаря. Вот так один украинец подвел второго. Гол в раздевалку, и ожидаемые угощения уже были не столь радостны, хотя может грамм двадцать славянской огненной воды поднимут настрой. Тем более еще 45 минут, которые могут кардинально изменить ход игры.
К сожалению, он не дожил до того момента, когда команде удалось добраться до второго дивизиона чемпионата. И, тем более, хорошо там прижиться, что позволяло уже привлекать под знамена клуба хороших игроков. Мне тогда было лет пять, но уже тогда я почти все свое время находился рядом с командой, дед заразил меня этим вирусом – страсти к футболу. Он практически до последнего своего дня посещал все игры, хотя ему уже было сложно перемещаться, и даже когда уже слег – слушал радиопередачи. Так он и умер, как жил – вместе с финальным свистком арбитра об окончании встречи.
После этого клубом владел мой отец, теперь он перешел ко мне. Всего лишь одна встреча пяти молодых ребят и моего дедушки вылилась в создание огромной семьи, связанных лишь одним названием «Сити оф Лусака»
Начало второго тайма также не принесло радости болельщикам. Уже на 51-й минуте в игровом стыке травму получил лидер обороны Дмитрий Ленцевич, без которого команде придется еще тяжелее защищать свои ворота, так как второй пропущенный гол будет явно уже последним гвоздем в крышку гроба с надеждами на победу в этой встрече. И уже в следующей атаке гости могли это сделать, так как защитная линия еще не пришла в себя после потери. Но вновь Владимир Спас был непробиваемой стеной, дважды отразив удары в упор от Каланде. После этого команды еще по разу имели весьма опасные моменты, чтобы изменить счет на табло, но стражи ворот были на высоте.
Но на 79-й минуте стадион взорвался от бури радости. Тройка нападающих, как пружина, стремительно перешли в контратаку, плетя паутину комбинации изящными и точными передачами. Последняя из которых вывела тет-а-тет с вратарем соперников Ханну Кускунена, который уже не сплоховал. Все-таки финская полька заиграла.
Финальный свисток судьи, который подвел ничейный итог встречи.
Болельщики медленно расходились по домам, команды ехали отдыхать на базу после сложной игры, даже работники стадиона уже заканчивали свой очередной рабочий день. Оставался лишь один я, сидящий в центральном круге поля, впитывая в себя атмосферу игры. Пусть трибуны уже были пустыми, но стадион продолжал жить. Всего лишь 7140 квадратных метра, небольшой кусочек земли, но сколько событий произошло на них за все это время. И как приятно ощущать себя частичкой всех этих событий, когда в честь твоей семьи назван стадион любимой команды. Хотя сейчас уже можно сказать, что все мы, кто поддерживал в разные моменты жизни клуба, одна большая семья.
И пусть закончился очередной матч, но это лишь конец очередной главы большего романа…
Похожие статьи:
- Приласкать синицу, махнув рукой на журавля
- Е.Т.И.К.С. Мборо
- Записки кенийцев
- Мысли о футболе от Блондинки
- История. “Такую команду бросаю”
loading...
loading...
Интересная задумка в сочетании описания матча команд (а их уже было неисчислимое количество, и большинству читателей они наверняка приелись) с воспоминаниями автора, этакие мемуары получились. Вместе с тем работа оставляет достаточно цельное содержание, не распадаясь на смысловые куски. Оценка снижена из-за существенного количества офрографических ошибок в попавшей на проверку статье.
Davlord
8 Comments
loading...
Не знаю как поставить 10 за это произведение.
мне понравилось.
loading...
в каком смысле не знаешь? Раньше знал, а теперь забыл?)))
loading...
Не знаю, как примазаться к тем, кто ставит оценки. Не знаю, потому что не знал, а не забыл… Чтоб что-то забыть надо же это помнить или видеть в крайнем случае слышать, нюхать или попробовать – а я не знаю.
loading...
ну ну
loading...
Просто, у него, скорее всего, эксплорер, а там поставить оценку невозможно.
loading...
МИКА ТУТАЕВ, да ладно
надо будет глянуть завтра..
loading...
хром – “оценка “работает.
loading...
Это надо было всего лишь на звёздочку нажать?
С ума сойти!!!