Действительно, мамы – самые верные друзья у большинства людей в этой жизни, всё помнят, хранят и ценят.
Я даже не стал мочить тряпку под водой и стер многолетнюю пыль просто, рукой. Да, это была она! Воспоминания глубокого детства, которым в уходящем году исполнилось 28 (!) лет, заставили меня на время отложить то дело, ради которого я так удачно залез в тесное помещение кладовой (и ведь не зря люди так назвали это помещение в квартире).
Они все были на месте! Ни один футболист из моей сборной Франции не был утерян. Я еще раз пересчитал – все на месте. Иных уж нет и в живых, но в этой, хоть и тесной, коробченке их маленькие игрушечные фигурки были все, как и тогда, много лет назад.
История нахлынула волной сладких воспоминаний о далеком прошлом. Всё как-то сразу вспомнилось в ярких красках и четких силуэтах того времени – времени бесшабашного детства и необузданной страсти познавать, творить и создавать.
Сразу вспомнил о Бутсе. Захотелось поделиться кусочком того счастья, когда еще и в помине не было интернета, когда все летние каникулы были каждодневно загружены, как в настоящее время рабочие будни. Когда мальчишки из разных семей и социальных групп весело играли в «казаков-разбойников», а не понтовались перед сверстниками достижениями своих родителей в виде дорогих движимости и недвижимости.
В один из теплых летних вечеров, в то время когда родители еще не оповещают своих чад о приближающемся ужине с балконов, я зашел к своему хорошему знакомому – Вадику. Он учился в параллельном классе, и в школе мы не то чтобы дружили, но общались. А тут каникулы, многие уехали отдыхать к родне или в пионерские лагеря – в городе почти никого.
Вадим занимался каким-то важным делом и позвал меня к себе в комнату…
Маленькая ремарка. В далеком прошлом настольных игр было не так много. Нет, они, конечно же, были, но купить их было почти не реально из-за отсутствия в магазинах. Или можно, но за очень большие по тем временам деньги. Помню, у одного парнишки из соседнего дома был настольный футбол, железное такое поле с пластмассовыми футболистами на пружинах. Так когда он выносил это чудо игровой техники на улицу, играть в него собирался весь наш двор. Огромные очереди желающих, крики, вопли – дело нередко даже доходило до драк. Взрослые были крайне недовольны. Так продолжалось несколько дней, пока парнишке, в спортивном азарте, не сломали игру и потеряли игровой мяч.
Так вот, на аккуратно расчищенном столе у Вадика стояли небольшие футбольные ворота! Я был поражен их сходству с настоящими. Всё было сделано, как и у оригинала, только уменьшено во много раз. Стойки, перекладина, задние опорные стойки и, что особенно меня потрясло, – сетка на воротах! Приглядевшись, я заметил, что она была из обычной марли, какая была в те времена в каждом доме и в больших количествах.
«Что это?» – не без удивления спросил я у товарища.
«Да вот папка сделал на работе. Спаял из медной проволоки и принес домой, а потом мы еще сетку из марли приклеили. Теперь думаю, что с ними делать, не под стекло же в стенку ставить, как сувенир»?! – ответил он.
Идея испытать на прочность мини ворота пришла не сразу, но и ждать себя долго не заставила – Вадим увидел валявшуюся на полу небольшую пуговицу, которая, как оказалось, отлетела от его штанов, и положил её на стол аккурат напротив отцовского подарка.
Согнув средний палец, как для удара щелбаном по лбу, он резко выпрямил его, применив всю кинетическую силу удара к несчастной пуговице. Та с легкостью влетела точно в шестерку ворот. Сетка всколыхнулась, но выдержала, попутно вернув пуговицу в руки своему хозяину. Ворота покачнулись, но остались стоять на месте. Мы начали играть. Выбирали разное расстояние до ворот и пуляли несчастный снаряд в ворота на количество попаданий, пока наши пальцы не посинели от ударов. Лучшего применения им мы в тот вечер не нашли, но время было убито не напрасно – у нас появилось что-то новое (точнее, у Вадима).
Утром следующего дня я снова был у друга. Вадим встретил меня сияющими глазами и быстро завел к себе.
- Смотри! – сказал он, – Это папка придумал вчера! А сегодня утром обещал нам с тобой вторые ворота сделать и принести, точно такие же. Он придет в обед, т.к. ему надо будет к ночному дежурству готовиться.
Я был поражен картиной, которую увидел.
Помните, раньше были популярны столы–книжки? Так вот, именно такой стол и был основным в комнате у Вадюхи. На нём он делал уроки и использовал по своему разумению. Главное, чтобы не поцарапал полировку! Если приходили гости к его предкам, то стол «уходил» в большую комнату и становился собственностью взрослых дядей и тётей. И так было всегда, с установленной в те времена периодичностью гостевых визитов. То есть часто.
Так вот, стол–книжка был раскрыт ровно наполовину, и на нём раскинулось игрушечное футбольное поле.
На крышке стола аккуратно, по линейке, была нарисована вся разметка футбольного поля. Сам стол имел светло-коричневый цвет, а разметка была нанесена черным фломастером.
- Мама-то вас не на ругала за такое?
- Не-е-е – протянул Вадим, – она только рада, что мы с папкой чем-то заняты. Да и фломастер стереть не трудно – тряпкой мокрой прошел и готово.
Я продолжал всматриваться в футбольное поле, которое в оригинале в то время видел только по телевизору. На лицевой линии, ровно по её середине, стояли вчерашние ворота. Как и положено, точно по правилам, была расположена вратарская площадка и штрафная площадь. Даже одиннадцатиметровая отметка была нарисована. Меня это впечатлило.
- Это еще не всё! – сказал Вадик и достал из верхнего ящика небольшого комода 11 спичек с прикрепленными на одном их конце небольшими пуговицами.
– Мамка выделила из своего хозяйства для такого дела, – радостно сообщил сияющий в улыбке друг.
Перед глазами стоял ровный строй спичечных футбольных новобранцев. Все «равны, как на подбор», как в той сказке Пушкина.
- А играть как? – поинтересовался я.
- Потом объясню, сейчас надо к мамке на работу бежать. Ты приходи в часиков 6 вечера – папка в ночную уйдет, и мы спокойно поиграем. И… эта, возьми из дома 11-ть пуговиц такого же размера, как и у моих футболистов, а я уж спички найду и как их правильно закрепить покажу.
Из дома мы вышли вдвоем. К себе я вернулся сразу же. Нужные пуговицы были найдены в бабушкиной шкатулке и точно совпали по размеру с данным мне товарищем образцом подставки для моей будущей футбольной команды.
Время потянулось. В детстве всегда так – время очень долго идет, особенно тогда, когда надо, чтобы оно ускорилось.
Не помню, чем занимался, но ровно в шесть вечера, предупредив свою бабулю о нескором своем возвращении и где меня (если что) искать, я звонил в дверь квартиры родителей Вадика.
Закреплять спички в одно из четырех узких отверстий пуговицы оказалось делом не хитрым, но требующим определенной сноровки. Дело в том, что вылезшую наружу часть спички надо было закрепить так, чтобы футболист стоял ровно на столе и не качался. Мы с Вадиком затерли эти концы о твердую поверхность стола, и через несколько минут моя сборная по футболу была готова.
Так как у нас получилось двадцать два одинаковых игрока, и в этой мешанине не было понятно, где чей игрок, то мы приняли эпохальное решение (вместе и почти сразу) – разукрасить фломастером каждую из команд.
На правах хозяина дома и идейного вдохновителя будущей игры Вадиму досталась сборная СССР, в соответствующих красных цветах.
Какой выбор остался мне, на правах второго геймера новой игры?
Уже два года как, начиная с чемпионата мира по футболу в Испании 1982 года, многие мальчишки, играя в дворовый футбол, называли себя фамилиями игроков сборной Франции по футболу (Платини, Жиресс, Тигана, Трезор, Сикс, вратарь Эттори, Аморос, Женгини, Баттистон, Лякомб и другие). Уж больно сильное впечатление произвела в то время игра этой команды на всех любителей футбола в СССР, особенно их матч с немцами в полуфинале – весь необъятный Союз болел тогда за команду Платини и искренне сопереживал их поражению. В то время немецкая машина и великий Карл-Хайнц Румменигге сделали в полуфинале невозможное, навеки вписав этот матч в историю, как один из самых красивых и драматичных на чемпионатах мира.
Мои игроки получили синюю окраску. Нам с Вадиком сразу стало веселее. На идеально ровной поверхности нашего футбольного поля стояли две полноценные команды, в полной амуниции и готовности биться за футбольные трофеи.
Для игрового мяча была избрана самая маленькая пуговица, края которой, для более плавного скольжения по столу, были слегка сточены пилкой для ногтей, позаимствованной из трюмо Вадюхиной мамы.
Сам игровой процесс был не сложен: нажимая краем пуговицы–подставки игрока на маленькую пуговицу–мяч, ему (или ей) придавалось движение вперед. Таким образом, можно было делать перепасовку между игроками своей команды и бить по воротам соперника. Правила игры придумывались по ходу самого матча, т.к. сразу стало возникать много спорных ситуаций. Нет, до драки у нас с товарищем дело не доходило, но эмоции явно перехлестывали за край.
Основной проблемой стало то, что ворота для вратаря были уж очень большие, и практически каждый удар в их створ оборачивался голом. Счет был ближе к хоккейному, и нас такая «реальность» не устраивала. Решение было принято почти мгновенно – вратарей установили на более широкие пуговицы, сделав им массивный пластилиновый корпус. Таким образом, новые киперы закрывали почти одну треть ворот, и этого нам показалось достаточным.
Время матча было определено в пределах 20 минут грязного времени (по 10 минут в каждом тайме). Чтобы не «проспать» свистка судьи, мы устанавливали будильник. По общему согласию, если в ходе матча были явные задержки времени, мы продлевали его на 1-2 минуты. Короче – всё как в настоящем футболе.
Вроде всё просто и незатейливо, но сколько надо сноровки, чтобы рассчитать силу удара по мячу и отдать точный пас своему игроку! Это надо просто попробовать! Дело в том, что если мяч после паса касался подставки игрока, на которого шла передача, то вы имели право на следующий удар по мячу, при этом передвигая по полю двух игроков вашей команды, а соперник всего одного (на 5 корпусов подставки вперед). Таким образом, нам удавалось поддерживать высокий темп игры. Другое дело, когда пас не доходил до вашего игрока – тут было сложнее. Право на следующий удар имел тот, чей игрок стоял ближе к мячику – пуговице. А вот в такие моменты в ход шли линейки и циркуль, если расстояние до мяча не удавалось определить визуально. Со временем мы могли рассчитывать его до миллиметра.
Право на штрафной удар давалось, если вдруг в игровом запале вы случайно задевали игрока соперника рукой или еще по какой причине смещали его на футбольном поле.
Поле впоследствии мы стали с трех сторон обставлять книжками, чтобы мяч не улетал далеко – время-то матча шло!
Первые дни пролетели незаметно. Игра приобретала всё новые и новые аспекты. Мы дошли даже до того, что стали клеить на подставки номера игрокам, предварительно нарисовав их на обычном аптечном пластыре. Вадим пошел дальше – он укоротил некоторые спички, придав ростовое сходство своих «чудо-богатырей» с реальными футболистами. Ведь, скажем, не мог Шенгелия быть одного роста с Гавриловым! Я последовал примеру товарища.
Нашей новой игре не хватало только одного – масштаба. Долго во дворе пиарить новый проект не пришлось. Скоро нас стало вначале трое, потом четверо, а затем и шесть человек. В максимальном количестве из восьми игроков мы смогли провести только один полноценный чемпионат мира. При таком количестве игроков основным стал вопрос о едином пребывании всех в одном месте. Поначалу наши родители радовались, что мальчишки не бегают где попало до полуночи, а сидят дома и заняты хоть каким-то делом. Даже были угощения и пирожки с конфетами. Затем терпение родителей – спонсоров наших чемпионатов – стало заметно меньше, и пришлось разбиваться на группы по три человека (не играющий матч становился судьёй поединка двух других игроков). Обычно играли у меня и Вадима, иногда у Олега – ярого болельщика сборной ФРГ.
К пятому чемпионату мира у нас уже появилась собственная рукописная газета, которая описывала события минувшего мундиаля.
Лето неумолимо шло к своему завершению. Мы отыграли почти десять чемпионатов, не считая многочисленных товарищеских матчей. Вадик шесть раз становился чемпионом всего что можно – наверное, он был самый достойный из нас, так как являлся основателем этой занимательной игрушки.
Время шло, тетрадка со статистикой соревнований пухла от записей, газета «печаталась», музыка футбольного гимна лилась перед каждым матчем из глухих колонок старого бобинника, катушечного магнитофона «Сатурн 201», и всё продолжалось до начала школы.
Мы продолжали встречаться, чаще на каникулах. Наше увлечение переросло вместе с возрастом из эмоциональной в практическую плоскость. Матчи стали более изящными и непредсказуемыми, тактики более разнообразными, поля более красочными – Олег дома установил даже небольшую зрительскую трибуну из пластилиновых человечков….
Я держал в руках эту старую, только что вытертую от пыли коробку, с дюжиной бабушкиных пуговиц и спичек канувшей в лету фабрики «Гигант». Чувство глубокой ностальгии подкатило к горлу. Да, сказал я себе, я знаю, что такое ностальгия. Это когда ты вспоминаешь то, что однажды с тобой было, но уже никогда больше не произойдет. Никогда!!!
Нет, и еще раз нет! Это не пуговицы и не спички – это Сборная Франции по футболу, с её великим капитаном эпохи 80-х Мишелем Платини! Так было, есть и останется в моей памяти навсегда!
Похожие статьи:
- Сказ про дядьку Ключа и его гремлинов
- Менеджеры в фокусе
- Роман с игрой. Часть вторая.
- Роман с игрой. Часть первая.
- Слушаю вас внимательно
loading...
loading...
Интересный рассказ, написанный поставленным и понятным языком. Отмечу наличие чётко прослеживаемой фабулы, хотя тут и не надо было ничего придумывать. Ну и для наших юных читателей будет интересно узнать об увлечениях былых времён.
Davlord
17 Comments
loading...
Ой, мне очень понравился рассказ. Автор, респект!
loading...
Прочитал с удовольствием. Аффтор, пиши ещё!
loading...
Отличный рассказ!
loading...
Ага, вышиб слезу, чертяка!
loading...
а я помню мы тоже как то купили детскую игру изготовленую в Латвии. По моему под названием *колесо удачи* или как то так. По смыслу обычная рулетка и инструкция видимо была переписана где то в Манакa. Рекомендовалась детям с 8лет. В общем долгие вечера стали короткими , а корманы иногда пустыми.
как то так
loading...
Люблю такие приемчики. Когда читателя сначала заставляют думать одно, а в финале подсовывают совершенно другое. Так и здесь, ведь я с самого начала ждал истории о каких-нибудь пластмассовых фигурках французских футболистов: с руками, с ногами, с головой и непременно застывших в каких-нибудь драйвовых позах: в моменте удара или, скажем, дриблинга. А в финале – ба-бах – это просто спички с пуговицами! Очень круто!
loading...
Даже не так. Не просто спички с пуговицами! Ведь эти мальчишки, наверняка, видели в них именно тех самых футболистов: с руками, с ногами, с головой и непременно застывших в каких-нибудь драйвовых позах: в моменте удара или, скажем, дриблинга.
В общем, я в восторге!
loading...
Наш с тобой общий товарищ Андрюха Царев (tsar321) рассказывал, что они с братом проводили тоже целые чемпионаты. Правда, играли они, кажется, в настольный футбол, типа того, что изображен на фото (вот у меня точно такой был, рубились всем двором). И газету они тоже выпускали.
loading...
Такой же настольный футбол (на фото) был и у меня! Интересно было прочитать и вспомнить что-то из своего детства…
loading...
Отличная публикация! При знакомстве с номером ХТ прошёл мимо неё, полагая, что это какие-то рассуждения о нынешнем футболе или ещё чего. А тут такая бомба! Реально в детство окунулся и начал вспоминать, как мы развлекались
loading...
что это какие-то рассуждения о нынешнем футболе или ещё чего.
Это не наш профиль.
loading...
а статья про винил это ваш профиль?
loading...
Про винил – разовая вещь в рамках рубрики “хобби”. А мудрствования о футболе одной статьей не обходятся – они сами становятся рубрикой. Я не против статей о современном футболе, если они написаны профессионалом или человеком, находящимся в теме.
loading...
Спасибо всем за оценку моего скромного труда!
С наступившим 2013 годом!
Если читатель есть, то автору хочется творить и вытворять, писать и переписывать, включать глубины эмоциональной памяти и дальше развивать мелкую моторику рук, стуча пальцами по шершавым и упругим клавишам своего ноутбука.
loading...
Интересно, что многие относительно недавние события достаточно быстро “замыливаются”, а детские воспоминания, как будто впечатаны в память. Я до сих пор помню почти 100% результатов своего первого (Испания-82) чемпионата мира. А кто играл, например, в четвертьфинале-полуфинале предпоследнего уже, наверно, и не вспомню…
loading...
запоминаются сильные впечатления, не важно, когда они были. я, например, не помню ни одного матча с ЧЕ 96, который я впервые смотрел.
loading...
Я до сих пор помню почти 100% результатов своего первого (Испания-82) чемпионата мира.
Точно-точно! Испанию смотрел почти целиком и тоже помню все матчи. Хотя, наверное, моим первым чемпом была Аргентина-78. Но там в силу возраста и трансляций я смотрел не всё. А так бы тоже помнил.