Открою секрет для новичков и повторю прописную истину для опытных менеджеров: «Бутса» – игра, в которой положительные результаты могут появиться только при планомерном и долговременном управлении развитием команды. Для команд высокой силы этот процесс заключается, в основном, в поддержании и, лишь при возникновении возможности – в постепенном увеличении достигнутых показателей. Для команд со средней и, особенно, со слабой силой требуется план интенсивного развития команды.
Сам для себя я довольно долго подбирал методы, которые помогли бы мне просто и наглядно показать текущее состояние моей команды, показать ее сильные и слабые стороны, а также помочь в планировании ее развития.
Вашему вниманию предлагаю набор таких инструментов, которые помогут провести анализ своего клуба, составить стратегический план и воплотить его.
Кратко опишу, как это выглядит в моей интерпретации:
- Сначала мы сортируем своих игроков по возрасту и мастерству или таланту. Тем самым мы оцениваем существующие ресурсы.
- Затем рассматриваем изменение существующих ресурсов во времени. Это даст нам видение динамики развития команды и прогноз возникновения провалов на позициях.
- На третьем этапе можно сформулировать цели команды на ближайшие сезоны или, если такая цель уже есть, проверить ее на возможность достижения и, при необходимости, скорректировать.
- Теперь можно планировать тренировки талантов и трансферную политику. Главное, зафиксировать эту политику «в твердой копии» чтобы не забыть.
- Заключительным этапом идет выполнение намеченных мероприятий.
Эти пять пунктов можно повторять по необходимости время от времени, например раз в сезон. А к сформированному плану необходимо обращаться почаще, проверяя текущее состояние дел.
Теперь приступим к практическим работам.
В качестве иллюстрации буду приводить команду «КМПГ» из дивизиона Нормандские острова 3-Б. Тем более что на момент написания статьи у команды нет менеджера, а новичку данные выкладки могут оказаться полезными.
Краткая справка по состоянию на конец апреля 2011:
«КМПГ» Положение по с11 в дивизионе: 6 Положение в чемпионате: последнее Игроков в команде: 23 Сила 11: 120.6 (1326) Число игроков в ДЮСШ: 3 Разрешенных пополнений: 2 Стадион: 24000 Денег на счету: 22 976 709 |
1. Сортировка игроков
Для того, чтобы правильно оценить какими силами и ресурсами обладает команда, нужно разложить эти самые ресурсы по кучкам. Тогда сразу станет видно, каких ресурсов много, каких не хватает, а какие вообще лишние. Для тех, кто не понял, основной ресурс команды – игроки, их и будем раскладывать в зависимости от характеристик.
И как ни крути, базовых характеристик игроков, стратегически важных для команды, все же две: возраст и талант. Хотя для анализа команды с целью тактического управления, можно рассматривать и показатели возраст/мастерство.
Теперь берем лист бумаги, чертим на нём сетку. Можно использовать бумагу или делать все в электронном виде.
Вот такую табличку нарисовал я. Как видите, я объединил начальные уровни таланта из-за их непринципиального различия. Возраст будет анализироваться с шагом в 2 года, а для пенсионеров и веников выделены верхняя и последняя строки.
На эту сетку и будем выкладывать пасьянс из игроков. Для того, чтобы видеть не только количественные результаты, нужно обозначать позиции этих игроков.
Для «КМПГ» сезон 14:
На основе получившейся картины можно делать предварительные выводы: какие перспективы у основного состава команды, большой ли разрыв основы от молодежи, достаточно ли в команде талантов, которые с возрастом выдадут мастерство и силу.
Что касается нашего примера, согласитесь, команда «КМПГ» является спортивным филиалом дома престарелых, хотя немногочисленная молодежь, вся какая есть, очень перспективна.
Если б мы рассматривали другую команду, с более сбалансированным составом, то могли бы увидеть не столько проблемные области, сколько пути дальнейшего совершенствования команды. Стратегической целью при этом можно считать насыщение команды игроками 23-26 лет с талантом 8-9 или близлежащих областей. Вот как это выглядит у одной из команд дивизиона Нормандские острова-2 и команды из Нормандских островов-1.
Видно, что у команды из второго дивизиона часть игроков «своим ходом» со временем доберется до «зоны силы», части игроков с талантом 7 необходимо активнее наращивать опыт, и конечно, озаботится молодой сменой. Перед командой из первого дивизиона встанет проблема старения основного состава и критического падения мастерства сезонов через 5, поэтому необходимо задумываться над адекватной заменой.
2. Взгляд сквозь годы
Чтобы увидеть возможные проблемы, которые могут возникнуть у команды в будущем, не обязательно изобретать машину времени или ждать когда оно само наступит. Надо смоделировать ситуацию. А для понятности выразить все изменения графически.
Если рассматривать нашу табличку, то ясно, что с течением времени игроки будут двигаться вверх и вправо. Верхняя строка через сезон-два освободиться, только девятки продержатся немного дольше. К тому же отметим, что если движение снизу вверх по сезонам постоянно, то смещение слева направо зависит от изначального таланта игрока и усилий менеджера по накачке его опытом.
Для того чтобы получить картину, пригодную для принятия решения, используем вышеизложенные соображения для составления диаграмм сезон/состав.
Можно использовать для анализа соответствующую таблицу, и в простейших случаях этого достаточно:
сезон | вратарь | защита | полузащита | нападение |
16 | Gk, Gk | Cd/Sw | Cm, Cm | Lf/Lw, Cf/Am |
18 | Gk, Gk | Cd/Sw | Cm | Cf/Am |
20 | Gk, Gk | Cd/Sw | Cm | Cf/Am |
То есть в таблице для «КМПГ» нашел отражение тот факт, что через два года стариканы окончательно устареют и должны быть уволены, а в активе останется только 7 игроков. Еще через пару сезонов, а потом и еще через пару, сегодняшний перспективный состав уменьшится еще на 3 игрока. С учетом, что в защите и полузащите желательно иметь по 4 игрока, а в нападении хотя бы 2, то вырисовывается план добора игроков.
Когда в команде много разновозрастных игроков или много совмещений, полезно представить для себя таблицу более наглядным способом. Для этого рисуем поле и расставляем на нем фишечки бойцов. Так мы увидим критические прорехи и возможности их залатать совмещениями.
Делая диаграмму для «КМПГ» я принял допущение, что стариканы и в 30 лет еще поиграют, а то совсем уж безнадега.
Видите, сразу видны пустоты на ближайшие сезоны, которые срочно надо затыкать. Если пустот нет, то посмотрите диаграмму на 6-8 сезонов вперед – сразу увидите поле работы.
У «КМПГ», кстати, при описанной ситуации в школе воспитываются Lm 18 лет и два Cf 17 лет, то есть предыдущий менеджер вообще планированием не занимался.
Данные «шашки» удобно использовать и для планирования некоторых других тактических действий с командой. Например, при составлении скамейки запасных, планировании тренировки совмещений, выбора игрока на трансфер.
3. Размышляем, целимся
После того как мы увидели печальные или радужные перспективы команды в будущем, пришло время подумать, что же с этим делать и как изменить в лучшую сторону.
Размышляя над задачами команды, помните несколько простых правил: результат должен быть достаточно привлекательный, реально достижимый и на это должно хватить собственных ресурсов.
На мой взгляд, стратегические цели в этой игре легче ставить и достигать с перспективой сезонов на 5-8. Для более быстрого результата нужно много денег. )
Поэтому пересчитайте свои наличные гольдены и вклады, прикиньте, сколько вы можете заработать за сезон в товарных играх и чемпионате, сколько получите за оплачиваемые должности в ФС, на проценты за вклад. Посмотрите, кого можете продать или безболезненно уволить прямо сейчас для экономии. Это все ваши денежные активы, которые могут пригодиться.
Подумайте, кто из основных игроков вам понадобиться и когда. К какому сроку сколько мастерства у него должно быть. Отсюда станет понятно соотношение возраста к таланту. Запланируйте и рассчитайте покупку или воспитание в ДЮСШ этого игрока.
Подумайте над скамейкой запасных. Над заменой менее талантливых более талантливыми игроками.
Представьте, посчитайте, смоделируйте как будет выглядеть такой новый состав в запланированное вами время, будет ли он отвечать поставленным задачам.
Запишите все свои цели и решения по данному вопросу и сохраните. Если есть расчетные сроки – не забывайте о них, придерживайтесь. Обращайтесь пару раз в сезон к этой своей стратегической бумажке.
Проводите периодически ревизию своих планов, если надо, корректируйте их. Но это всегда останется вашей точкой отсчета и компасом.
4. Есть ли у тебя план?
Здесь я расскажу о простом методе планирования и контроля воспитательного процесса в ДЮСШ. Способ этот давным-давно известен, используется по всему миру во всех отраслях уж целых 100 лет. Называется: построение диаграммы Ганта, и представляет собой изображение календарного графика выполнения задач.
Суть проста: по вертикали выписываем задачи, по горизонтали откладываем их продолжительность по времени в виде ленточки или палочки. Если задачи делаются одновременно, то ленточки расположены одна под другой, для последовательных задач ленточка начинается после окончания предыдущей.
Например:
Чем полезна такая штука?
Она позволяет:
- зрительно оценить последовательность задач, их продолжительность по срокам и общие затраты времени;
- сравнить планируемый график выполнения задач с его реальным ходом;
- проанализировать детально ход выполнения намеченных процессов.
В общем, это удобно. Также рекомендую пользоваться диаграммами Ганта и при подготовке уроков, и при написании курсовых и сдаче зачетов, и на службе при планировании каких-либо работ (хотя взрослые дяди должны об этом знать и без меня).
Итак, предположим, что мы решили воспитать смену состава «КМПГ» самим, чтобы накопить денег и через каких-то 10 сезонов порвать всех до первого дивизиона включительно. Поэтому воспитываем уже набранных Lm и одного Cf до 7 таланта. Второй Сf будет мастеровитой единичкой. Далее нам надо набрать срочно двух защитников и левого полузащитника, причем выпустить их как можно быстрее. Еще через сезон будут актуальны два полузащитника и еще один защитник.
Рисуем табличку: фиксируем по вертикали кого мы хотим воспитать, с каким талантом и сколько это займет времени (сроки примерные, для более точного расчета пользуйтесь утилитами по ссылкам с форума). По горизонтали отложены сезоны, дополнительно обозначены возраст игрока в указанном сезоне, ну и сверху продолжительность самого сезона, чтобы не забыть.
Теперь берем и рисуем напротив игрока ленточку такой длины, сколько дней в сезоне он будет качать свой талант. Начало и конец рисовать можно примерно, но для себя тщательно рассчитываем, так как если до 20 лет игрок не успеет прокачаться и выйти из школы, то он автоматически оттуда выпадет с потерей части таланта при округлении до меньшего целого.
Как видим, все получается – выпусков хватает, игроки выходят достаточно талантливые, хотя и молодые, по длительности тренировки умещаются в сезоны.
Остается только периодически возвращаться к этому плану и соблюдать его выполнение, вовремя набирая и выпуская игроков.
Надеюсь, представленный материал окажется для вас полезным. А представленные инструменты помогут вам лучше разобраться в вашем футбольном коллективе, чтобы осознанно и с расчетом осуществлять его дальнейшее долгосрочное развитие.
Похожие статьи:
- Правда и мифы об автосоставах
- Анализ трансферного рынка. Защитники
- Чемпионы! Покажитесь!
- Планирование развития ДЮСШ
- А ты уже купил «Веников»?
loading...
loading...
9 Comments
loading...
Вау… поставил бы ОДИННАДЦАТЬ, если бы мог…
лучший материал за последнее время… Читать всем и раз так несколько… особенно начинающим.
Срочно номинировать как Лучший Аналитический Материал.
loading...
Очень хорошо. Стоит задуматься …
loading...
отлично!
loading...
супер! Давно не читал такой аналитики
loading...
Она номинирована!
loading...
Спасибо, коллеги, мне приятно, что работа не пропадает даром.
loading...
Уважаемый читатель!
Если у тебя остались вопросы по методу анализа команды, обращайся в личку ко мне: butsa.ru/users/245899 или пиши на форум Нормандских островов: http://forum.butsa.ru/index.php?showforum=734
loading...
Отличная статья, отличная аналитика!
loading...
Весьма не плохо. Думающим новичкам должно помочь.