Вступление
Существует категория людей, у которых есть тяга к такому способу самовыражения, как литературное творчество. Благодаря им на просторах «Золотой Бутсы» появилась журналистика. Почти наверняка началось всё с развёрнутых отчётов о матчах. Потом кому-то в голову пришла мысль… впрочем, историю зарождения журналистики на проекте лучше пусть рассказывают непосредственные участники событий. Думаю, многие из них играют и сейчас, времени-то прошло всего ничего.
Важной вехой в развитии журналистики стало решение администрации поощрять этот род деятельности местной валютой. Мне это решение кажется справедливым и даже где-то мудрым. Роль региональных СМИ в создании на проекте особой атмосферы переоценить трудно. Но как только дело касается каких-либо выплат, пусть даже и виртуальных, возникает необходимость в их упорядочивании. В настоящее время это бремя несёт Лицензионная Палата. На её плечи легло создание функциональной, компактной и эффективной системы управления в структуре средств массовой информации проекта. Путём учёта, контроля и поощрения работы. Для этого был разработан документ под названием «Регламент лицензирования и оценки СМИ 15-го сезона», первый пункт которого я только что изложил.
Сам документ при беглом просмотре внушает уважение. Чувствуется немалый труд, вложенный в его разработку. Подход к делу так и тянет назвать капитальным. Единственно, что слегка озадачило при том же беглом просмотре, это обилие формул. Регламент содержит двенадцать разделов. Не откажу себе в удовольствии перечислить их все.
- Цели лицензирования.
- Основные понятия.
- Лицензирование СМИ.
- Аккредитация должностей.
- Отчёт (редактора СМИ – примечание автора) о работе.
- Оценка работы и штрафные санкции.
- Изменение уровня лицензии. Лишение лицензии.
- Срок действия лицензии, рабочий диапазон и режим отпуска.
- Выплаты.
- Лицензионная Палата.
- Обязанности сотрудников лицензирования СМИ.
- Работа местных журналистов в ФС, не имеющих СМИ.
На следующем этапе знакомства с регламентом возникло лёгкое недоумение. Вернёмся к началу. Что у нас есть? Люди, готовые пожертвовать своим временем и путём издания всевозможных СМИ способствовать возрастанию и поддержанию интереса к проекту среди остальных менеджеров. Администрация, готовая поощрить этот местами непростой труд некоторым количеством звонкой монеты. Своеобразный мостик между ними в лице Лицензионной Палаты, которая взвалила на себя заботы по организации и систематизации вышеозначенного процесса. Путём чего? Смотрим пункт первый. Учёт, контроль и поощрение.
Учёт в регламенте есть. Контроль также наличествует. А вот о поощрении ни слова, ни полслова, зато появляются штрафы. И не просто штрафы, а – штрафы, штрафы, штрафы. Раздел шестой едва ли не самый объёмный во всем документе. Согласитесь, как-то не согласуются штрафы с поощрениями, раздел первый с шестым. Понятно, что совсем без репрессивных мер не обойтись. Скажем, за нецензурную лексику недостаточно просто погрозить пальчиком. Запредельная безграмотность, подрывающая саму идею журналистики на проекте, тоже требует большего, чем одно лишь укоризненное «ай-яй-яй». Но штраф за «неисполнение по газете Лиги» выглядит, простите, дикостью. Региональное издание обязано писать о регионе и для региона, но никак не для всего проекта. Для него оно может писать. И за качественно выполненную работу, что выразится в размещении на страницах «Бомбардира», имеет полное право получить дополнительную оплату, что и будет поощрением.
Впрочем, данная статья не преследует цель досконально разобрать и подвергнуть критике регламент или его отдельные пункты. Просто хочется высказать свой взгляд на эту сторону жизни «Золотой Бутсы», по возможности разложив всё по полочкам. Что важно, максимально просто.
Итак, с одной стороны имеется отряд энтузиастов, готовых использовать свои таланты во благо проекта. С другой стороны у нас администрация, которая мудро решила сделать свой шаг навстречу. Дело за малым: раздать всем сестрам по серьгам. Фактически, администрация выступает в роли покупателя, а пишущая братия в роли продавца. Можно представить и по-другому. Администрация выставляет на продажу гольдены, а менеджеры думают, стоит ли за них расплачиваться своим временем. Впрочем, последнее сказанное представлено лишь в качестве возможности диаметрально разного взгляда на одно и то же явление. Лучше в качестве товара рассматривать всё-таки результаты творческой работы менеджеров.
Сроки
Первым делом необходимо определиться с единицей измерения времени. Жизнь в «Золотой Бутсе» течёт не по человеческому календарю. Поэтому периодичность издания точнее будет выражать не в неделях-месяцах, а в игровых днях (ИД). Отсюда выводим следующие варианты периодичности: один раз в 2, 4, 8 и 16 ИД. Это если ориентироваться на существующую систему. Не знаю, на мой взгляд, периодичность один раз в 2 ИД не имеет смысла для печатного издания. Не лучше ли оставить её на откуп местным журналистам? Кстати, из 46-и поданных на данный момент заявок никто на такую «скорострельность» не посягнул.
Учитывая, что у всех менеджеров «Золотой Бутсы» есть куча своих неотложных дел, а игра, какая бы она ни была, остаётся игрой, предъявление жёстких требований кажется излишним. Но вот в чём фишка: природа не терпит пустоты. И туда, где нет порядка, неизбежно приходит бардак. Поэтому требуется сроки выпуска определить чётко. И в то же время так, чтобы был простор для манёвра. И вот тут бросается в глаза одна деталь. В сезоне 84 ИД. При делении на 16 или 8 – периодичность 2-го и 3-го уровня – получается остаток 4. Это и даёт нам искомое пространство для манёвра. Неделю в обычном человеческом календаре. А в не человеческом это означает, что сроки выпуска печатного издания укладываются во временной промежуток от N*P до N*P+4. Где «P» – периодичность издания, а N – порядковый номер текущего сезона.
Для окончательной (надеюсь) ясности разберём пример. Третий по счёту номер издания с периодичностью 16 должен выходить (16*3 =48 и 48+4=52) с 48-го по 52 ИД. Не раньше и не позже. Это даже больше, чем неделя, поскольку 53-й ИД наступает не в воскресенье, а во вторник вечером. Выходит, допустимый срок выпуска составляет временной промежуток из полных 9 суток. Более чем достаточно. Особняком стоит последний выпуск, когда время в «Золотой Бутсе» застывает на отметке 84 ИД в межсезонный перерыв. Здесь предельный срок должен определяться Лицензионной Палатой. Точно так, как это делается сейчас.
Важно: отсутствие какого-то отдельного номера не облагается налогом, тьфу, штрафом. Вернее сказать, при отсутствии очередного выпуска не Лицензионная Палата штрафует издание, а сами журналисты штрафуют себя. Потому что компенсировать пропуск номера последующей ударной работой будет нельзя.
Объём издания
Честно говоря, при первом взгляде на всевозможные уровни лицензий просто голова кругом пошла от всех этих МО и НО, vЧМ и Vсми, Nожид и Какр. Готов поверить, система не высосана из пальца, а продумана и сбалансирована. Но неужели нельзя сделать проще? Примерно так, как это было сделано в последнем разделе регламента, где говорится о местных журналистах.
На мой неискушённый взгляд тот раздел составлен исключительно грамотно. Есть минимальное количество обзоров, есть минимальное количество знаков, есть оговоренная сумма выплаты за обзор и максимально возможная за сезон – всё! Почему подобный подход не был спроецирован на печатные издания? Неужели только потому, что такая схема показалась слишком простой и несолидной?
Не беру на себя смелость одним махом разрешить все проблемы. Но сколько ни пытаюсь обосновать для себя необходимость именно такой системы лицензирования, не могу взять в толк, чем она обусловлена. Не говоря о мелочах, сам принцип лицензирования остался для меня загадкой. Ну, скажите на милость, какая польза от загона журналистской братии в рамки того или иного уровня лицензии? Бывает иногда, как ни старайся, и строчки родить не удаётся, а случается и так, что впору не по клавиатуре стучать, а на диктофон скороговоркой наговаривать. Вдохновение не приходит по расписанию. А профессионалов пера среди журналистов проекта мало. Необходимость писать тогда, когда не хочется, как, впрочем, и любое другое занятие из-под палки, неизбежно порождает отвращение к данному виду деятельности.
Да если бы причина была только во вдохновении! А то ведь всё может быть гораздо прозаичнее. Например, человек спокойно выполнял определённый объём работы. И вдруг у него случился аврал на работе. Или ремонт в квартире. Одним словом, банально не стало времени. Издание не в силах выполнить заявленный, как бишь его, СО, и – привет, штраф! Причём, штрафуются абсолютно все, кто причастен к изданию.
Обратный пример. Человек ушёл в отпуск. Или у него каникулы начались. Или он с женой развёлся. Одним словом, свободного времени хоть отбавляй. Человек горит желанием поведать миру невероятные факты, оригинальные мысли, сказать что-то такое, чтобы все ахнули. А внутри у него возится нехороший червячок: другие за такую же работу получат вознаграждение, а он – нет. И даже если червячок не возится, и человек с радостью творит просто потому, что чувствует в этом потребность… ну, так тем более несправедливо оставлять его без справедливой оплаты.
Логичнее, кажется, различать лицензии только по периодичности. Ставить какие-либо дополнительные условия не нужно. А платить за работу следует по факту, а не в процентах от выполнения с мясом вырванных обещаний. И тут пригодятся уже разработанные уровни. Надо только, чтобы проверяющие вели таблицы учёта: издание, номер выпуска, объем материала (уровень лицензии). Так они их так и так ведут, если я правильно понимаю.
Слышу возражения, такая строгость в сроках и такая, мягко говоря, нетребовательность в объёмах. То жёсткие требования к дисциплине, то вдруг прямой призыв к бардаку. Несоответствие! Нет несоответствия. Всё логично. Журналистика на проекте не для работников Лицензионной Палаты, чтобы они получали зарплату. И не для журналистов, чтобы они получали гонорар. А для читателей, простых менеджеров, чтобы им интересно было жить на проекте. Именно для этого нужны сроки. Что же касается объёмов, то излишне узкие рамки создают условия, когда журналисты либо будут писать всякую чепуху, лишь бы отчитаться перед ЛП, либо откажутся он написания хорошей статьи, потому что работа будет не оплачена. Кто-то напишет и бесплатно, а кто-то нет. Кроме того, люди, замыслившие печатное издание, могут просто не представлять себе ни что это такое вообще, ни свои силы и возможности, ни наличие свободного времени через пару месяцев. Сейчас возможно менять уровень лицензии, но к чему эта излишняя волокита? Что там гласит регламент в разделе номер семь? Заявка редактора, апелляционная комиссия-ремиссия, один раз в сезон. Согласен, сделано по-взрослому, не придерёшься. Но неужели уважаемым членам апелляционной комиссии больше нечем заняться? Нехай идут лучше с детьми погуляют. Нет детей? Тоже мне проблема, пусть купят или сделают.
Оплата
Мысль выдавать зарплату процентами от бюджета оригинальна, но в корне неправильна. Получается, за одну и ту же работу можно получить разную зарплату. Есть дизайнер, журналист получит меньше. Нет дизайнера – больше. Очень интересно. Но мне представляется, более уместна и удобна будет испытанная и закалённая система ставок. Определённая сумма для каждой должности за материал объёмом в Авторский Лист. Оплата – по фактическому результату сезонной работы. Но не выше какой-то определенной суммы.
Для стимулирования журналистов ввести повышающие коэффициенты за чистый материал и за статьи, опубликованные в «Бомбардире». Можно и среди свободного материала выделить жанры, которые наилучшим образом способствуют выполнению журналистикой главной своей задачи – созданию особой атмосферы на проекте. Например, интервью мне сейчас кажутся важнее отчётов о матчах. Не могу быть уверен, что завтра не будет казаться по-другому. Возможно определение лучших материалов по номинациям. Хотя бы по некоторым. Да хоть по тем же интервью и отчётам. Впрочем, признаюсь, эта сторона журналистики на проекте меня волнует меньше всего.
Что восхитило, так это волшебное превращение 95% сезонного объёма в 52% бюджета. Вот, пожалуйста, пример, заботливо приведённый в регламенте.
Издание выпустило 4 выпуска из 5, статей на “Бомбардире” нет,
лицензировалось в I четверти сезона, СО выполнен на 95%
Общее коэф. на бюджет: (4/5)*(0,8+0,2*0)*1*0,95*(1-(0,1+0,3+0,0+0,2)/4) = 0,8*0,8*0,95*0,85 = 51,7%
И в мыслях нет подвергать сомнению правомерность вышеозначенных вычислений. Просто вспомнилась вдруг картинка из детства. Девочка держит в поднятой руке конфету. Перед ней собачка встала на задние лапы и тянется, тянется. Подпись: а ну-ка отними! Примерно так же и Лицензионная Палата манит многомиллионными бюджетами, а потом оказывается, что отнять их у неё не так-то и легко. Невольно начинаешь видеть символику в том, что под аббревиатурой СО не только сезонный объём скрывается, но и угарный газ. По крайней мере, над примером я «поугорал». Слегка и не злобно.
Величина сезонного объёма пригодилась бы для выполнения той же миссии, что и величина предельного сезонного заработка журналиста. Необходимо ограничить разумными пределами общее количество изданного материала за один сезон в одном футбольном союзе. Иначе можно нечаянно огрести проблем с группой необычайно плодовитых авторов. Пусть они лучше идут в соседние футбольные союзы, где нет своего печатного органа. Чужие дела не интересны? Стоит начать, так втянешься, что не оторвать будет. Чужой футбольный союз ближе родного станет. В конце концов, все мы тут, в «Бутсе», одна большая семья. Точнее, племя.
Заключение
Помнится, кто-то на форуме в дискуссионном запале восклицал: кто для кого, журналисты для ЛП или ЛП для журналистов? Пытался, так сказать, расставить точки по местам. Ни то, ни другое, друзья. Все для читателей. Кроме зарплаты, естественно.
Чем сложнее система, тем больше в ней минусов и ошибок. Априори. И, к огромному сожалению, апостериори тоже.
Коротко повторю основные мысли.
Четыре, а лучше три вида лицензий в зависимости от периодичности.
Сроки выхода номеров равномерно распределены по сезону. Пропуск номера законом не преследуется, но задним числом не оформляется.
Объём номера ограничивается снизу, не ограничивается сверху.
Зарплата журналистов и всех остальных ограничивается сверху, не ограничивается снизу. Рассчитывается на каждый номер. Журналистам в зависимости от их личных объёмов, остальным – от общего объёма номера. Выплачивается в конце сезона.
Не тешу себя иллюзией, будто вот так – легко и просто – одним махом решил все проблемы. Не обладая достаточной информацией, не зная толком истории журналистики на проекте, не владея тонкостями, деталями и нюансами – нет, я не настолько наивен. Наоборот, вполне допускаю, что в неведении сморозил где-нибудь несусветную глупость.
Но есть общие правила создания правил, – каков каламбурчик! – которые, на мой взгляд, не были приняты во внимание при разработке регламента лицензирования СМИ «Золотой Бутсы». Правило первое – стремиться к максимально возможной простоте. Правило второе – к штрафам и прочим видам наказаний прибегать в исключительных случаях. Почему? Да очень просто: они препятствуют массовости. Многих потенциальных новичков отпугнёт сама запутанная система правил. Ну, а для тех, кто всё же рискнёт кинуться в омут головой, в регламенте заготовлена комплексная система штрафов. Нарушает-то кто? В основном, новички.
Как бы так поэффектней закончить статью? Так-так… придумал!
Вот и всё!
Astragal, 26 сентября 2011 года
Похожие статьи:
- Библия Главного редактора или как сделать “Лучшее СМИ”
- Литературное раздвоение личности
- Структура бутсовской журналистики
- Первый шажок в журналистику
- Лицензированное СМИ – это просто!
loading...
loading...
2 Comments
loading...
Ну не мог я это в статьях регионалов опубликовать ИМХО очень качественная статья.
loading...
Это да… пока главным вопросом будет подобный – кто для кого, журналисты для ЛП или ЛП для журналистов?
Сколько хороших авторов и даже изданий просто-напросто плюнули на всё это и перестали писать…