Это моё воспоминание о курьёзе и договорных играх в прошлом веке, когда была ещё советская власть и дети ходили в пионерских галстуках, а кто постарше с неизменным комсомольским значком на груди. В то время в СССР, где даже не было секса о договорных играх и речи не было, разве что шептались об этом на общих кухнях в коммунальных квартирах. Мой отец с 3 лет брал меня на футбол с собой, и годам к семи я могла без шпаргалки назвать состав кемеровского “Кузбасса” или никопольского “Колоса” чем вызывала восторг папиных знакомых. И вот дождались все, наконец, того дня, когда Великий Юрий Павлович Сёмин вывел наш душанбинский “Памир” в элиту советского футбола!
Команда играла ни шатко, ни валко, но ниже 10 места не опускалась, добывая очки в основном на своём поле и провальными играми в гостях что впрочем, свойственно всем южным командам. Билетов на наш маленький стадион в Душанбе было не достать и спекулянты, и билетная мафия неплохо набивали себе и без того жирное брюхо. Нас с отцом на игры проводил наш знакомый администратор команды, и я смотрела футбол всегда с западной трибуны, где солнце не било в глаза.
В день игры движение в городе перекрывалось и на стадион все добирались на своих двоих как обычно. Повсюду бегали пацанята и предлагали билет стоимостью в 1 рубль по цене месячного оклада фрезеровщика 6 разряда. Купив в киоске лимонад за 13 копеек и пару чебуреков, мы за час до игры уже сидели на “своих” местах в предвкушении интересного матча и бескомпромиссной борьбы. Но начало игры затянулось ещё часа на полтора.
Сначала народ минут 20 бурно аплодировал киевлянам. Ещё бы впервые в истории Таджикистана такое событие!!! Потом каждому игроку “Динамо” одели расшитые золотом чапаны и на голову такую же тюбетейку! Все долго беседовали с игроками, и даже завхоз стадиона расхаживал по полю и здоровался с великими игроками за руку. На судью Юрия Савченко (а боковым был знаменитый Спирин) который показывал на часы, намекая, что неплохо бы уже и игру начать никто внимания, не обращал. На поле было около 200 человек, окружив кольцом киевских игроков. Я ничего не понимала ведь, сколько была на футболе, а такого не видела.
Но это ещё не всё. Потом откуда-то появились ещё человек 50 с огромными букетами цветов и киевлян просто усыпали ими с ног до головы. И в завершении всего этого появился, откуда-то грузовик и из него вытащили большие коробки и поставили каждому футболисту у ног – это оказались дефицитные в то время цветные телевизоры “Рубин”. И только после всего этого началась игра.
На стадионе установилась гробовая тишина, да такая, что я услышала трёхэтажный мат Олега Протасова, который подбежал к сидевшему на газоне, и обхватившему голову руками, Бессонову. Капитан киевлян Литовченко за майку поднял Бессонова с газона и тоже стал с помощью великого и могучего русского мата, что-то ему объяснять. Бессонов стоял перед ними как школьник, разбивший окно в классе на перемене.
Народ на трибунах в недоумении переглядывался между собой, начиная догадываться о том, что игра явно договорная! И тут же “Памир” бросился в атаку, чтобы восстановить статус-кво. Остаток первого, и весь второй тайм, прошёл на половине киевлян те не сопротивлялись, но наши не могли забить вот в чём проблема!
Виктор Чанов и рад бы был пропустить 1 гол, но мяч летел то мимо, то в штанги и перекладину, или в самого Чанова! Не отворачиваться же ему от мяча, в самом деле, это вообще бы был полный беспредел! Шла 85 минута, в то время не было добавленного времени, и игра кончалась строго по секундомеру судьи, и наши подают последний угловой.
Подача… и тут… видя, что наши игроки не могут забить сами, Олег Кузнецов в высоченном прыжке вколачивает головой мяч в девятку собственных ворот! Чанов даже не смог среагировать, но в его глазах исчезла виновность за то, что раньше не смог пропустить гол.
***
Не помню точный год (75 или 76), но в те дни было 2 игры подряд – местный «Зеравшан» принимал у себя поочерёдно лидера «Янгиер» и команду города Катта-Кургана, которая тащилась в хвосте турнирной таблицы.
Ходили слухи что вратарь и лидер команды Сергей Покатилов выпивал за игру литр водки, которую ему во время матча подавали пацаны из ямы для прыжков в длину, находящейся прямо за воротами. Водка естественно была перелита заранее в бутылки из-под минералки.
«Янгиер» много атаковал и Покатилов вроде бы играл не броско, но очень удачно – либо всё ловил, либо переводил на угловой. После особо удачно отбитого удара он зычно кричал: «Пацаны! Воды мне быстро!».
На перерыв он не уходил, а все 15 минут ему били по воротам запасные игроки. Да и «воду» надо было перенести за другие ворота.
Короче говоря, выиграл «Зеравшан» у лидера 1-0 благодаря только вратарю. Настал следующий матч. Соперник атаковал очень редко, и у Покатилова работы почти не было, но он весь первый тайм очень часто требовал от пацанов воды, а потом и вовсе поставил бутылку в ворота.
Едва начался второй тайм, как один из тренеров или помощников заменил незаметно для вратаря бутылку в песочнице. Выпив теперь уже настоящей воды, вратарь сначала бросил гневный взгляд на мальчиков, но потом понял, что они не могли до такого додуматься и его взгляд перешёл на скамейку запасных. С силой он швырнул бутылку в ближайшие заросли, в которой паслись 2 коровы.
И тут начался цирк! Каждая редкая атака неизменно заканчивалась голом, хотя вратарь прыгал как никогда очень красиво! Как говаривал незабвенный Владимир Маслаченко «прыжок для пионерской правды». Итог – 0:5.
На следующий матч ворота защищал молодой никому практически неизвестный голкипер, а Покатилов оказался в ташкентском «Пахтакоре» и потом погиб вместе с командой.
Вот такой вот грустный репортаж моими, детскими в то время, глазами…
***
Напишу о том, о чём не писали газеты, не показывали по телевизору. Чемпионат СССР среди команд 1-ой лиги в 1984 году мне запомнился матчем «Памир» – «Торпедо» (Кутаиси). Вернее, не столько матчем, а его последствиями.
Было 3-е июня, стояла несусветная жара, но мы с папой как всегда были на стадионе, заполненном до отказа. На матчи неизменно приходило 20000 зрителей. Хочу напомнить, что болельщик в Средней Азии хоть и безбашенный, но справедливый и за справедливость будет биться до конца. Атмосфера такая на стадионе, что иногда мне было жалко соперников и судей, но не в этот день.
«Памир» с места в карьер, с первых минут под ужасный рёв трибун попёр в атаку и гол не заставил себя долго ждать. Владимир Долганов запихал-таки мяч в ворота. Быстрый гол не успокоил хозяев и мокрые от пота грузинские великовозрастные игроки и вратарь чудом спасали матч от разгрома. Их единственный форвард Мегреладзе уже больше десяти раз попадал в оффсайд и в концовке встречи просто нагло стоял на половине поля «Памира» ближе к нашим воротам, так как выдохся окончательно.
Как всегда пошла 90-я минута и зрители уже потянулись к выходу, но тут следует пас на Мегреладзе, который на метров 25, не меньше, находился в оффсайде и боковой судья яростно взмахнул флагом в очередной раз. Наш вратарь пошёл к нему, чтобы забрать мяч и разыграть штрафной, но форвард обвел его почти пешком и с мячом зашёл в наши ворота!!! Главный судья не свистнул!!?? Торпедовцы устроили свалку обнимая Мегреладзе, а наши облепили судью и начали его толкать типа, что это за беспредел.
Запасные и тренеры пинками гнали бокового судью к главному, чтобы тот хоть как то повлиял на него. Но главный был непреклонен и пытался заставить наших игроков разыграть мяч с центра поля, но они этого делать не стали. Тогда главный взял мяч под мышку и дал свисток об окончании матча и направился в раздевалку. Но не тут-то было!!!
Вернулись назад зрители, которые уже ушли со стадиона, и недоумённо поглядывали на табло, где горел счёт 1-1. Судейская бригада была вся из Армении и отчаянно пыталась уйти с поля. Но уже на поле были и милиция, и болельщики, и даже пара дворовых псов гуляла по зелёному газону. Зрители не уходили и яростно требовали отменить ну явно несправедливый гол.
Обстановка накалялась, быстро вступил в силу «закон толпы». На моих глазах голыми руками была разобрана комментаторская кабина!!! И вот уже человек 300 были вооружены половинками от кирпичей, у других в руках были штакетины от разобранных в считанные секунды трибун. С местных окраин на стадион проникли вездесущие пацаны с рогатками, карманы их были набиты гайками на 14.
Первая же половинка кирпича попала в переносицу главному судье и он рухнул на беговую дорожку. Ещё через минуту я увидела, как трое игроков «Торпедо» оказались с пробитыми головами, после этого папа кое-как протащил меня мимо разъярённой толпы и мы пошли домой пешком.
Судьям и игрокам к этому времени тоже удалось прорваться в подтрибунные помещения. Но толпа решила, что судьи очень неправильные и надо наказать их чуть ли не до смерти. Отовсюду неслись крики и шли драки с милицией и внутренними войсками, но перевес был на стороне толпы как в численности, так и в настрое. Повсюду валялись кверху колёсами милицейские патрульные машины, в которых барахтались перепуганные насмерть милиционеры.
Потом толпа поделилась на части – тысяч пять осталось у стадиона караулить судей, ещё тысяч пять пошли пешком в аэропорт, громить рейс Душанбе-Ереван, круша всё на своём пути. Кто-то пустил слух, что со стадиона под землёй есть тоннель, ведущий прямо в аэропорт.
Зачем-то перевернули «скорую» вместе с врачами, потом автобус «ЛАЗ» вместе с людьми утолкали в речку Душанбинку чуть ли на самую середину. Мы шли позади этой толпы и были невольными очевидцами всего происходящего. Толпа громила всё на своём пути – киоски, витрины, – и избивали милицию и ГАИ, если те пытались вмешаться.
Но к аэропорту они не дошли – то ли пыл угас от дальней дороги, то ли сил не хватило, да и милиция с войсками объединились и стали действовать эффективнее. В общем, погасили конфликт кое-как.
Наступил сентябрь и последовал ответный визит «Памира» в Кутаиси. В два часа ночи по «Маяку» всегда передавали результаты игр и я узнала, что наши проиграли. Но я вела статистику в общей тетради и мне надо было знать, кто забил голы и т. д. и т. п.
В обед пришёл свеженький «Советский спорт» и я села заполнять свою тетрадь. Хотя “Торпедо” и шло в высшую лигу, зрители их не жаловали, и больше 10-ти тысяч не собирал стадион. Я даже думала что это вместимость такая в Кутаиси. Каково же было моё изумление, когда я увидела цифру 30 тысяч на игре с «Памиром»! Наши игроки вернулись все побитые, но серьёзно никто не пострадал. Особенно повезло левому полузащитнику Абдугапору Юлдашеву, который отпросился в Батуми к своей любовнице и в результате не пострадал вообще. Он пришёл к нам в гости, угостил отца какой-то огромной копчёной рыбиной и рассказал, как избивали наших игроков после игры в течение часа. Причём самое активное участие в избиении приняли… кутаисские милиционеры! Досталось на орехи всем, и персоналу в том числе. Вот к чему привела глупая ошибка судьи из Еревана.
Похожие статьи:
- Гол!
- Вот он какой, мой первый раз
- Поражение… Не это главное…
- Руки прочь от майоттских секретарш!
- Назад в будущее
loading...
loading...
4 Comments
loading...
Я полностью подтверждаю что это не мои фантазии и не бред сумасшедшей.Очевидцев было десятки тысяч.Я даже пропустила некоторые уж совсем беспредельные выходки толпы в тот день из моральных соображений.Любой игрок “Памира”тех времён скажет то же самое.Кстати матч с грозненским “Тереком”имел практически такие же последствия…
loading...
Статья интересная, но вот последнее предложение всё портит…Точнее, не портит, а оставляет впечатление неидеальности статьи. Какая же это ошибка судьи, если боковой явно всё показал и, так понимаю, сказал об офсайде главному судье. Да и 25-метровый офсайд не увидеть почти невозможно. Поэтому считаю, что это была далеко не ошибка судьи, а преднамеренное действие. Ведь такое очень часто случалось в СССР (я о подкупах и договорняках)…
loading...
спасибо, кажется припоминаю этот случай….
loading...
ARTB-насчёт “договорняков” у меня есть статья в 3м выпуске нашего журнала если хочешь посмотри.Вот это “договорняк” так “договорняк”!!!Да и кто в нём участвовал-11 заслуженных мастеров спорта СССР и +незабвенный Лобановский.Жаль что в то время не было мобильников снять бы всё это для истории…