Вечереет. Глаза застилает пелена слез, сквозь которую еле-еле просматривается до боли знакомый силуэт уходящего вдаль Вита Леона с «пушистым комочком» в руках. В ужасе, обхватив голову, я осознала: без Кота — жизнь не та! И решила действовать…
«Похищение Кота». Тициан, 2019
От внезапной атаки на свою цитадель Кот буквально ни жив, ни мёртв. Кванты здесь не при чём — он немного напуган.
На самом деле, я безмерно рада, что «Его Величество Случай», склонный к импровизации, снизошёл до меня, одарив уникальной возможностью предаться неспешной беседе…
Биографическая справка:
Дмитрий Владимирович Котов, 26.08.1990 года рождения. Человек — честный, порядочный. Характер — нордический, выдержанный. С полувзгляда отличает Ван Дейка от Ван Гога, Мане от Моне. Пишет мадригалы, плектром играет на лютне. Коллеги характеризуют Дмитрия следующим образом: «Коренной москвич. Искусствовед по образованию, экскурсовод по профессии, специалист по архитектуре и Grammar Nazi по призванию. Из всех дам более всего уважает Кровавую Мэри, на остальных смотрит ласковым взглядом Ганнибала Лектера. Недоверчив к жизни, как владельцы отечественных автомобилей, хотя ездит на “мицубиси” американской сборки. Обворожён короткометражной анимацией и чернушным российским артхаусом, как кот сметаной. С многолетней депрессией борется путём вдумчивого просмотра кино с родины фьордов и Карлсона» — «Рostcriticism» о Дмитрии Котове ©.
Здравствуй, Дмитрий! Благодарю, что не отказал во внимании. Честно говоря, робею немного..
Привет, Вика! В свою очередь благодарю за внимание к моей персоне! Много лет никто не обращался ко мне с желанием взять интервью, до недавнего времени. Надеюсь, наша беседа получится насыщенной, увлекательной и конструктивной. Постараюсь приложить все усилия для этого!
— Фантазия у меня богатая…
Пришло время исправить это странное недоразумение. Для начала хочется узнать этимологию твоего ника: почему ты Кот именно Шрёдингера, а не отечественный Матроскин, Леопольд или экзотический Базилио? Увлекаешься квантовой механикой или просто уважаешь её «отца»? (улыбаюсь).
Почему я Кот, думаю, догадаться нетрудно. Котом меня называли с детства, это самая логичная производная кличка от фамилии. Надо сказать, мне прозвище нравилось больше, чем настоящее имя. Я по натуре своей однозначно кошатник и себя вполне могу ощущать именно этим животным. Начиная со старших классов и университета, уже стал понемногу привыкать к обращению по имени, потом и имени-отчеству. Хотя самые старые знакомые (которых осталось совсем не много), одноклассники, до сих пор называют Котом.
С Котом Шрёдингера я стал себя ассоциировать задолго до того, как вышла серия «Теории большого взрыва», которая сильно популяризовала этот мысленный эксперимент, и все в интернете и за его пределами стали обсуждать парадокс живого и мёртвого животного. Тут ключевую роль сыграло самоощущение, связанное с личными жизненными обстоятельствами. А к квантовой механике я не имею никакого отношения. От слова «вообще»..
.А к обычной механике имеешь отношение? Одно из твоих хобби — «Автомоделизм: массовый технический вид спорта, сочетающий конструирование и ходовые испытания», — звучит угрожающе. Аки «нижегородский Архимед» — Ваня Кулибин: разобрал «Жигули» — превратил в «Мицубиси»? (улыбаюсь).
Вот ты говоришь, что «Жигули» превратились в «Мицубиси». Для тебя это просто речевой оборот, а для меня нет. Для меня каждая из моих трёх машин многое значила. Как и для любого адекватного автовладельца, я думаю. Так что процесс «превращения» происходил не так просто. На права я сдал в 18 и купил у знакомого 12-летнюю «семёрку». Учился в автошколе на «Хёндай Акцент», поэтому после покупки, считай, надо было переучиваться заново. На вопрос «А где правое зеркало?» знакомый чесал в затылке и отвечал «Хм, про**алось куда-то». Передача порой врубалась с третьего раза, корпус то и дело вело в сторону, на скорости выше 80 жизнь пролетала перед глазами. Один мой друг называл ее «рыбой». Потому что цвет у «семёрки» моей был — «мурена». Моя первая машина… После неё я понял, что могу ездить на всем, на чем угодно. Что потом стало с ней — отдельная и очень долгая история. Факт в том, что на смену «Жигулям» пришёл замечательный «Опель Омега Б». Машина представительского класса. Ну, была такой, когда сошла с конвейера в 1994 году. Комфортная, большая, просторная. На ней по трассе едешь — как на лодочке плывёшь. 170 лошадей под капотом, правда, половина из них были дохлыми. В сервис ездил на «Опеле» чаще, чем по своим делам. В результате оказался он у моего друга, и тот, поменяв движок, фары и ещё что-то по мелочи, благополучно разбил его по дороге из Питера в Москву. Не по своей вине. А я тем временем уже приобрёл свой «Мицубиси Галант 9», рестайлинговый, американской сборки. Модель редкая, в отличие от предыдущего поколения. Создавалась именно для американского рынка в основном. Уже почти 6 лет на нем катаюсь. Машине 11 лет, а она меня не подводит. Друг мой. Так и называю его — «дружок». Если бы не он, кстати, я бы никогда в жизни не познал настоящего счастья. Да. Потому что именно мой «Галант» мне в свое время помог достучаться до сердца моей единственной любимой женщины. Именно он помогал прятаться от посторонних глаз и быть вовремя там, где было необходимо. Впрочем, это уже совсем личное.
Автомоделизм. На самом деле, в это слово я вкладываю не только конструирование, но и в целом увлечение моделями и их коллекционирование. Как в моем случае. В детстве я клеил и раскрашивал несколько моделей, был такой опыт. Но сейчас я просто собираю коллекцию моделей автомобилей. На данный момент она состоит из 275 экземпляров. В основном в масштабе 1:43, хотя есть и 1:24, и 1:18. Увлечение началось в детстве. Мне было лет 5-6, когда отец купил мне первую модельку. Это был синий «Москвич-2141». С отцом я виделся нечасто, поэтому каждый раз ждал от него в подарок новую машинку. У меня под них была приспособлена отдельная этажерка, и, конечно, как и любой пацан на моем месте, я с ними играл. Понимая прекрасно, что они предназначены не для того. Поэтому некоторые модельки тех времён в довольно плачевном состоянии, хотя стоят теперь в витрине рядом с новыми. Тогда, в детские годы, я собрал чуть больше 60 моделей. Потом подрос, перестал с ними играть, и в какой-то момент они были упакованы в обувные коробки и уехали жить в чулан на верхнюю полку.
Лишь лет 5-6 назад я решил возродить детское увлечение и стал активно пополнять коллекцию. Купил для моделек огромную витрину, собрал ее, расставил их на полочках. Любуюсь. Хобби это не самое дешёвое, поэтому сейчас я пока притормозил с покупкой новых экземпляров. Что касается конструирования, то максимум, на что меня хватает, — провести мелкий косметический тюнинг: подклеить сломанные детальки, починить по мелочи, припаять, распечатать и наклеить госномер и т. д. Хотя в детстве я очень много мастерил своими руками. Фантазия у меня была богатая. Я делал из бумаги автомобили и домики для плюшевых котов. Как-то сделал целый макет города из бумаги, картона и пластилина. А однажды даже сделал себе друга из бумаги. Где-то около метра ростом. Одел его в свою старую рубашку и штаны. Его звали Паша. В общем, игры у меня в детстве были, как у аутиста..
Да, автомобиль для мужчины — это нечто живое, а не просто материальный предмет (улыбаюсь). Ты удивительный! Жаль, слишком самокритичный. Судя по всему, был послушным ребёнком?.
Вика, ты меня в краску вгоняешь…
Не скажу, что я был очень послушным. Я всегда был независимым по своему характеру, так что о полном подчинении речи не идёт. Но контакты с другими детьми в дошкольном возрасте у меня были минимальными. Я не ходил ни в садик, ни во двор. В песочнице с кем-либо играл очень редко..
В закромах родительской памяти обязательно найдётся какая-нибудь коронная история: что о тебе вспоминают и рассказывают чаще всего?
Мать вспоминает обычно историю сентября 1993 года. Мне было 3 года, мы с бабушкой ходили гулять куда-то. Скорее всего, в ближайший парк. Мой дом находится на перекрёстке, и мы переходили проспект Вернадского буквально в нескольких десятках метрах от подъезда. Когда мы были в самом центре проспекта (12 полос в общей сложности), на маленьком островке безопасности, внезапно по проспекту пошли танки. Я не понимал, что происходит. Бабушка крепко взяла меня за руку и сильно сжала, чтобы я вдруг не вырвался. Мать потом говорила, что даже синяк остался. А другой рукой стала махать танкистам, весело улыбаясь. Я тоже стал махать. Ребята махали нам в ответ. Танки проехали, и мы закончили переход. Мать всю эту картину с ужасом наблюдала из окна 8-го этажа. Это были танки, которые ехали расстреливать Белый дом. Бабушка в той ситуации проявила находчивость, чтобы я не испугался. Удивительно, но я хорошо помню этот эпизод. Одно из самых ярких воспоминаний детства, когда я невольно слегка прикоснулся к истории страны..
Такой эмоционально окрашенный случай, безусловно, останется в памяти. Случай и время — два величайших тирана на Земле: какова роль «Его Величества» в твоей жизни? Веришь в судьбу?
Я верю в то, что судьба предопределена. Точнее, верю в то, что есть некий намеченный план, в котором учитываются все нюансы. И он, в свою очередь, вписывается в огромную и непостижимую мозаику Мироздания, живущего по своим определённым законам. Однако мы, делая тот или иной выбор, можем отступать дальше от этого плана, а можем приближаться к нему. Поэтому есть какие-то ключевые контрольные точки, в которых все может пойти так, как должно, может сильно увести намеченный маршрут в сторону, а может и вовсе его оборвать. Проще говоря, вот тебе метафора. Жизнь — это трамвай. Трамвай едет по рельсам, но на развилке может свернуть не туда. Он может сломаться и остаться неподвижным. Тягач может его буксировать, над ним может работать ремонтная бригада, чтобы он снова поехал. Это всё, в общем, в рамках нормы. А ещё он может попасть в ДТП, сойти с рельсов, слететь с моста в реку и пойти под списание. Его может взорвать террорист. Вот это всё уже будет форс-мажором. Хотя, опять же, вдруг этот форс-мажор тоже окажется запланированным?
Короче, в случай — в самом прямом смысле этого слова — я не верю. Если чудом удалось избежать проблем, несчастья или даже смерти — значит, трамвай удержался на рельсах в аварийной ситуации. Значит, так должно было случиться. Но это всегда «звоночек», всегда повод быть осторожнее и задуматься, все ли ты делаешь правильно..
В один из дней человек наконец-то задумывается и понимает: пора менять вектор стремлений с традиционного на свой личный, так как трамвай инерционно движется явно по неправильному пути. Что скажешь о набирающей во всем мире обороты новой философии 21-го века с заморским названием — «дауншифтинг»? Проще говоря, «смена декораций»: когда уезжают жить во тьму тараканью, искать радость жизни в самой жизни. Тебя не посещает иногда такое авантюрное настроение? Ты человек действий или размышлений?.
У меня частенько возникает желание оказаться в полном одиночестве в домике на берегу горного озера где-нибудь в Карелии, Архангельской области или Финляндии. Или пасти овец в Швеции, в каком-нибудь маленьком городке в самой глуши, где даже по-английски никто не говорит (хотя в современной Швеции такое сложно себе представить), а то и вовсе уехать куда-нибудь в Кируну, за Полярный круг. А ещё наткнулся однажды на вакансию директора музея-заповедника на Шпицбергене. Тоже подумал, что это было бы круто.
Но я прекрасно понимаю, что на деле все не так романтично, как кажется на первый взгляд. И в реальной жизни я вряд ли куда-то уеду из Москвы, по-крайней мере, не в ближайшем будущем. Хотя покоя хочется очень сильно..
.— На Гауди я бы с радостью посмотрел….
Покой нам только снится… Иногда тебе все-таки удаётся вырваться на отдых, но я не узрела ни одной пляжной фотографии загорелого тебя на фоне моря и пальм. Неужели банальная нега в солнечных лучах на каком-нибудь курорте не входит в твои планы? (улыбаюсь).
Вообще, я не ездок по заграницам. Я никогда не был и, думаю, никогда не побываю на заграничных курортах. Я не выношу жару, и такой отдых мне не интересен. Поэтому Турции, Египты, Таиланды — сразу нет..
Сразу да — это куда? Сколько стран у тебя уже в списке посещённых?.
Меня тянет в Европу. Да и то не во всю. Моя самая большая любовь — это Швеция. И в целом Скандинавия меня манит больше всего. Я впервые выехал заграницу (не считая 5 раз Украины) только в 25 лет. Исполнил заветную мечту и впервые посетил Стокгольм. Поездку полностью планировал и готовил сам, включая получение визы, бронирование хостела, составление маршрутов и все прочее. Поэтому было довольно волнительно все это делать, не имея никакого опыта в заграничных путешествиях. Я вообще удивляюсь, как я это все провернул в одиночку.
Следующая поездка была уже через турфирму в Прагу. И оттуда были разные экскурсионные выезды в соседние страны. Не скажу, что меня сильно порадовало ездить с турфирмой. Решил для себя твёрдо, что самостоятельные поездки лучше. Третья поездка была снова в любимый Стокгольм. Не хотелось упускать возможность использовать Шенгенскую мультивизу. Блин, сейчас рассказываю и понимаю, как я тебе завидую. У тебя же нет всех этих проблем. Имея гражданство ЕС, можно свободно путешествовать и видеть всю красоту Европы. Эх.
В общем, список не длинный: Украина, Швеция, Чехия, Австрия и Германия..
Ужас! Почему невероятно красивая Испания, сочетающая в себе все архитектурные стили — отсутствует в твоём списке? В Саламанке на стене древнейшего собора мог бы лицезреть астронавта в скафандре и модных рифлёных ботинках — смелый юмор реставратора начала 90-х (улыбаюсь).
Скажу честно, Испания меня отпугивает в первую очередь своим климатом. Слишком жарко у вас. Ну, и темперамент у испанцев тоже чересчур горячий. Как ты понимаешь, нордические нравы мне ближе и понятнее. Нужно мне приезжать в прохладное время года. На Гауди я бы с радостью посмотрел своими глазами! Да и барокко в Мадриде примечательное весьма..
Да, в прохладное время года — здесь райская благодать. Тоже не переношу жару, унылые пляжи. В общем, приезжай, не пожалеешь. Если я не ошибаюсь, твоя дипломная работа была посвящена Карлскирхе: через пару лет ты увидел эту венскую красоту «в живую». Как ощущения?
Не совсем верно, поясню. Тема моего диплома звучала так: «Центрические храмы первой трети XIX в. и творчество А. Л. Витберга». Витберг был автором нереализованного проекта храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах. О нем я в первую очередь и писал. А Карлскирхе была одним из прототипов, вдохновивших Витберга на некоторые архитектурные решения, поэтому ей в тексте, конечно, тоже было посвящено несколько абзацев. Ощущения, конечно, потрясающие от посещения. Вена вообще мне очень понравилась. В ней нет этой типичной тесноты и камерности средневековых европейских городов. Она монументальнее, просторнее. Атмосферой мне вполне по душе пришлась. К сожалению, я там был всего два дня..
Давно хочу посетить Вену — один из древнейших городов не только Европы. Интересно, а какой твой любимый район в Москве: не узкие, уютные улочки Арбата случайно?.
Наверное, банальный и неинтересный ответ, но я люблю свой район. Я живу на Юго-Западе с раннего детства, с 1993 года, это моя малая родина. А родился, кстати, относительно недалеко от Коломенского, в районе Орехово-Борисово. Первые районы нынешнего Юго-Запада столицы застраивались в 50-60-е гг. — мой Ломоносовский, соседний Гагаринский, чуть дальше — Академический, Черёмушки… После строительства главного здания МГУ на Воробьёвых горах в 1953 г. и открытия всего университетского комплекса район застраивался хорошими кирпичными домами, предназначавшимися для преподавательского состава и в целом для прослойки более-менее обеспеченной московской интеллигенции. У моего одноклассника, например, который живёт в таком доме, на 10 этаже трёхкомнатная квартира с потолками высотой больше 3 метров. Кирпичные дома расположены по «красным линиям» улиц и основных магистралей — Ленинского, Ломоносовского, Университетского проспектов и проспекта Вернадского, на котором живу я. А вот внутри кварталов уже строилось и более простое жилье — пятиэтажки, которые несколько лет назад уже почти все снесли (кроме двух, которые не прошли по документам). А у меня как бы промежуточный вариант — восьмиэтажная блочная одноподъездная башня серии II-18/8. Мои жилищные условия не назовёшь идеальными (метраж кухни и совмещённого санузла я даже называть не хочу), но свою квартиру я очень люблю. Это моя крепость, моя цитадель. Этим летом наконец закончил в ней ремонт. Так что для меня нет ничего ближе, роднее и милее, чем мой район. Как и для многих других соседей, поэтому мы очень активно боролись против незаконного строительства в нашем квартале. Активистам угрожали, их избивали нанятые молодчики, СМИ пытались вывернуть ситуацию наизнанку. Но нам, кажется, удалось одержать победу. Это удивительно, потому что при Собянине строительная мафия сильна и безнаказанна, как никогда. Кстати, наш район, которые десятилетиями считался интеллигентным и прогрессивным, по сей день на всех выборах это доказывает — представители «Единой России» и им сочувствующие, в том числе сам Луноликий, традиционно получают на наших участках самые низкие проценты.
Вот так мы мягко подошли к теме, из-за которой мне больно говорить о центре Москвы. Там тоже есть любимые места, но приезжий Оленевод-мэр продолжает убивать мой родной город своим «благоустройством». Москва превратилась в огромную потёмкинскую деревню. Это город для приезжих и туристов, не для москвичей. Особенно не для коренных, которые помнят и знают Москву такой, какой она была раньше. Это ощущение своих корней, своей земли, вот именно оно мне и не даёт возможности радоваться всем этим фестивалям, «урбанизации» и прочей собянинской показухе. Самое обидное, что люди в провинции свято верят в то, что мы тут все купаемся в роскоши и живём в шоколаде. Это не так. Я раньше искренне любил Москву и считал лучшим городом на Земле. А теперь я с каждым годом все сильнее ощущаю, что жить здесь становится просто невыносимо. Это очень болезненное осознание. Но не хочется о плохом. Не буду больше выливать в наше интервью все свои оппозиционные взгляды..
Я тебе сочувствую, так как историк и ценитель архитектуры (всегда враг бизнесмена-застройщика) особо тяжело переживает варварские изменения в любимом городе.
Зато есть легендарное Московское метро — самое красивое в мире, думаю, оно не терпит пагубных нововведений?
Это точно! Станции Московского метрополитена сталинской эпохи — это роскошные подземные дворцы, настоящие произведения искусства! Среди новых станций тоже есть интересные архитектурные решения, но тут через раз.
Ухудшения наблюдаются только в плане увеличения пассажиропотока. Но это в целом перенаселённость города. Ситуацию ухудшает безумная политика уплотнительной застройки, так называемая реновация жилья, муравейники, которые растут, как грибы, в обход всех возможных норм и здравого смысла по всему ближнему Подмосковью, и прочие махинаторские схемы. Но давка в метро, конечно, не отменяет его красоты и величия. Тем более, когда я вижу в интернете, что происходит в метро Лондона и Токио, понимаю, что у нас ещё не все так плохо...
— Даём винтовку Мосина, гранаты и патроны….
Да, городской транспорт явно не успевает за ростом города. Надеюсь, на работу ты добираешься без проблем. Будни — какие они? Расскажи поподробнее о своей работе. Что, на твой взгляд, является её ключевой составляющей? Плохая погода — друг экскурсовода, говоришь? (улыбаюсь)
В будние дни — 35-40 минут по пробкам. Начну с рассказа о том, где я вообще тружусь каждый день. Музей-заповедник «Коломенское» является основной территорией Московского государственного объединённого музея-заповедника (МГОМЗ). Также в его состав входят усадьбы Люблино и Измайлово. Коломенское — древняя земля, известная по документам с XIV века, со времён великого московского князя Ивана Калиты как место, где проводили время правители нашего государства. Своего расцвета Коломенское достигло в XVII веке, в эпоху правления царя Алексея Михайловича Романова, когда стало его излюбленной загородной резиденцией. Именно поэтому у нас на территории музея экскурсоводы работают в исторических костюмах, стилизованных под аристократический наряд тех времён. То есть форма одежды у нас боярская. У нас на территории расположено огромное количество разнообразных экспозиций, сохранившихся памятников архитектуры. В том числе и памятник ЮНЕСКО — церковь Вознесения Господня 1532 года постройки. Есть у нас настоящая действующая конюшня, соколиный двор, водяная мельница, этнографический комплекс, музей деревянного зодчества и ещё много всего интересного на территории 256 га. Дворец царя Алексея Михайловича, к сожалению, не сохранился до наших дней, так как был полностью деревянным. Он был воссоздан в 2010 году в облике, максимально передающем облик дворца XVII века. Там тоже есть экспозиции — парадные палаты и личные царские покои, а также выставочное пространство. И абсолютно на всех этих объектах мы водим экскурсии! Причём как заказанные, так и сборные — для одиночных посетителей. Работать экскурсоводом здесь гораздо интереснее, чем можно представить со стороны. Собственно, моя деятельность сильно отличается от привычного «советского» понимания работы экскурсовода — говорящей головы, линейно передвигающейся по залам по одному-единственному маршруту с указкой в руке и монотонно вещающей о скучных исторических фактах. Нет, у нас все по-другому.
На всех наших территориях мы проводим несколько десятков (!) различных экскурсий и экскурсионно-художественных программ (ЭХП). Многие из них интерактивны. Например, на программе «Учись уму-разуму» мы рассказываем ребятам, как обучались дети в древнерусской школе, они пишут писалом на навощённых дощечках и пробуют стоять на горохе. На военной программе мы проводим курс молодого бойца, где показываем посетителям и даём подержать в руках настоящие (обезвреженные, разумеется) винтовку Мосина, гранаты и патроны 40-х годов, облегчённое снаряжение, шинель, плащ-палатку… Нужно подчеркнуть, что примерно 80-85% экскурсионных групп, с которыми мне приходится работать — это школьники. То есть моя работа требует не только профессиональных навыков экскурсоведения и исторических знаний, а еще и (даже в большей степени) владения методиками и приёмами из арсенала педагога и психолога, умения наладить коммуникацию с самыми разными детьми, в том числе с особенностями.
ЭХП для детей и взрослых помимо экскурсии или лекционного интерактивного занятия могут включать в себя фольклорное представление с артистами, катание в запряжённых лошадьми повозках, на санях или на тюбингах, чаепитие с блинами, примерку исторических костюмов. Такие программы бывают тематическими и сезонными — например, рождественские и масленичные. Поэтому самый аврал у нас, в отличие от большинства музеев, не летом, а с сентября до мая-июня с самыми мощными пиками на новогодние праздники и Масленицу. Ну, и самым сладким бонусом ко всему — очень достойная зарплата, одна из самых приятных, какую только может пожелать музейный работник в России.
И это только в самых общих чертах. У нас много интересного и для одиночных посетителей, да и сам парк в Коломенском очень живописный — с садами, клумбами и смотровыми площадками. Поэтому с удовольствием приглашаю москвичей и гостей столицы к нам в гости. Уверен, что у вас останутся приятные впечатления!.
Очень познавательно! Никогда не была в Коломенском. Я теперь понимаю — не лёгкая это профессия, требует большой самоотдачи, терпения и хороших голосовых связок.
Думаю, любая профессия требует от человека усилий и самоотдачи. Даже чиновники, которые воруют тоннами, тратят на это много сил и энергии. Хотя, полагаю, в Испании эти проблемы неактуальны. Если когда-нибудь будешь в Москве, проведу тебя по территории, покажу музей. Милости просим..
Спасибо, Дмитрий, договорились! А Пётр I всё-таки родился в Коломенском или это легенда?
Историки и исследователи в наши дни приходят к выводу, что это легенда. Родился он, скорее всего, в Кремле. Но в Коломенское он маленьким мальчиком приезжал вместе со своей большой семьёй и отцом — царём Алексеем Михайловичем. Это факт. Хотя, действительно, легенда была очень устойчивой, особенно рьяно она продвигалась во времена Екатерины II, а на Спасских воротах Государева двора в Коломенском даже была надпись о том, что здесь родился Пётр. Даже пруф есть. Вот, внимание на правую закомару: https://pp.userapi.com/c844721/v844721190/186020/jJ5iuuPsUFA.jpg
А ещё у нас на территории есть легендарный дуб, под которым когда-то обучался грамоте, закону божьему и различным наукам маленький царевич Петруша, вместе со своим учителем Никитой Зотовым. По оценкам исследователей, дереву может быть уже около 600 лет, то есть это один из самых древних дубов в Московском регионе..
К дубу можно подходить без ограничений, руками трогать? Он же памятник!
Вообще, ограда там есть. Поэтому обнять его, к сожалению, не получится. Разве что несанкционированно, пока никто не видит (улыбается)..
— Без любви смысла в жизни нет и быть, не может….
Лучший путь к успеху — влюбиться в то, что ты делаешь. Вижу, тебе это удалось. Счастливый ты человек, как снайпер, безошибочно выбрал цель.
Я не могу назвать себя счастливым человеком по объективным причинам. Но да, я считаю, что работа — это именно то, с чем мне в жизни очень повезло. Хотя отдохнуть иногда тоже хочется, а плохая погода этому как раз и способствует на сборных группах..
Боги не засчитывают в срок жизни время, проведённое за любимым делом: есть у тебя какая-нибудь деятельность, оставляющая ощущение бездарно потраченного времени?
Скажу крамольную вещь, наверное, но я всегда честен. Под это определение больше всего подходит «Золотая бутса». Увы..
«Всегда честен»: как же ты выживаешь в этом мире? Какой недостаток в людях прощаешь сложнее всего?
Возможно, поэтому у меня и нет друзей.
Хм. Сложный вопрос. Отвечу так. Как правило, если человек меня сильно оскорбил или обидел, я оставляю ему шанс. Я прощаю на первый раз. Понимаю, что он мог сделать это сгоряча, мог ошибиться. Но если я вижу, что обида нанесена осознанно и целенаправленно, что человек продолжает в том же духе, то здесь уже ни о каком прощении речи не идёт. Я, если это возможно, обрываю все контакты с таким человеком и стараюсь больше о нем не вспоминать.
Разумеется, есть единственное исключение — любимой женщине я прощу, наверное, всё. Это, может быть, неправильно, но это правда. Вообще, я очень сильно изменился ради нее. Похудел на 13 кг за полгода, имидж сменил, отношение к жизни пересмотрел… Она всё перевернула во мне..
«Нет друзей»: более чем уверена, причина кроется только в твоей избирательности. У тебя очень высокий критерий отбора, и не каждый сможет стать тебе другом? Какими исключительными качествами он должен обладать?
Да, пожалуй, к понятию «друг» у меня очень высокие требования, не отрицаю. Но я бы не стал расписывать какие-то конкретные критерии, это глупо. Это должно быть внутреннее ощущение. Что рядом с тобой друг, а не просто знакомый. В последние годы у меня нет ощущения, что такой человек есть. Есть пара довольно близких приятелей-товарищей, если говорить о людях своего пола, с которыми мы, правда, очень редко видимся. Есть два человека противоположного пола, которых можно бы было назвать друзьями, но это тоже нечто иное. А остальные — хорошие знакомые, просто знакомые и коллеги..
Фокс — твой друг. Кот, проживший семь жизней (16 лет), умер четыре года назад, извини, что напомнила. Сейчас имеются домашние питомцы?.
Да, Фокс был моим лучшим другом. Пожалуй, единственным настоящим другом. А лучшего друга, как известно, не заменишь. Питомцев других нет, и заводить на данный момент не планирую..
Чуть ранее ты обмолвился: «Я не могу назвать себя счастливым». Жизнь ценишь притязательно, чрезмерно пытая её смыслом? Может быть, и эти всякие мелочи вносят свой душевный диссонанс?
На самом деле, смысл жизни для меня заключается только в одном. Это любовь. Без любви смысла в жизни нет и быть, на мой взгляд, не может. Поэтому несчастен я из-за обстоятельств, никак не связанных с теми мелочами, на которые я жаловался выше. Мне не хотелось бы вдаваться в подробности, но мой одноклассник (тот самый, у которого высокие потолки), недавно на своём дне рождения, где мы с ним и виделись в очень узкой компании, сказал, что в статье «Сложная ситуация» в Википедия должна быть фотография меня и женщины, которую я люблю. Это, пожалуй, все, что я хотел бы сказать на эту тему. Тем более, люди, которые будут читать это огромное многобуквенное интервью, наверняка хотят получить от чтения какой-то позитив, а не вот это всё.
У тебя в каждой строчке позитив, на самом деле.
Я и позитив — это взаимоисключающие параграфы, мне кажется..
Кажется…
Мне очень хочется процитировать искренние до боли строки, идущие из сердца, написанные под довлеющими обстоятельствами, которые, увы, были не в его пользу. На тот момент Дмитрию исполнилось 20 лет.
— «Внезапно пришёл к мысли, что самая чистая, самая искренняя любовь чем-то похожа на музыку. Не просто музыку, а самую прекрасную, самую мелодичную, идеальную во всех отношениях музыку. Только вот мощность звука регулировать нельзя. Когда любовь звучит тихо, ты прислушиваешься к ней, наслаждаешься ее размеренным ненавязчивым звучанием, расслабляешься, тебя переполняет чувство наслаждения, а по телу разливается тепло. Но если любовь становится громче, она уже не тихо переливается в колонках, а громко пульсирует, учащая сердцебиение, перехватывая дыхание, доводя душу до катарсиса, пробуждая безумие. А когда сила любви доходит до максимума, ее звучание разрывает барабанные перепонки и выбивает оконные стекла. Стены трещат и вибрируют. Потом тебя будто изнутри разносит на красные пульсирующие кровавые клочья, и наступает тишина.
А через некоторое время твои выпотрошенные останки вновь слышат тихую, нежную, завораживающую прекрасную музыку. Ты возрождаешься из пепла, как Феникс. И все начинается заново. День за днём, неделя за неделей, год за годом. По кругу до бесконечности.
И самое поразительное, в те моменты, когда дизориентирующая пелена ужаса спадает и позволяет вздохнуть, ты понимаешь, что ты все равно счастлив. Безумно. Счастлив. Потому что слышать и слушать эту музыку дано далеко не всем» — Дмитрий Котов ©
До сих пор он ждёт и любит. Правда, другую. Но именно та любовь, которая длилась без ответа больше 10 лет, и помогла осознать, не упустить еще более сильное и настоящее чувство, разглядеть осязаемый шанс там, где его на первый взгляд не было ни малейшего.
Вечная весна в одинокой камере. Дмитрий, извини, но я до конца так и не поняла: все-таки ты любишь одиночество или одиночество любит тебя?
Оно меня любит, безусловно. Это не мой выбор, так с раннего детства сложилось. Но за 28 лет одиночество стало для меня естественной средой обитания, тут уж ничего не поделаешь. Как бы я ни хотел обратного..
Разнится твой паспортный возраст и внутреннее ощущение? Сколько лет ты себе дашь?.
Да, к сожалению, разница очень ощутимая. Это для меня больная тема, я с детства из-за этого мучаюсь. Всегда ощущал себя старше своего хронологического возраста. В том числе поэтому и общение со сверстниками складывалось с трудом. В школе задирали и считали ботаном класса до 6-го, и я действительно одноклассников по интеллектуальному развитию, если не считать точных наук, заметно опережал (нескромно, знаю, но меня такое положение вещей тяготило). Потом мне это так надоело, что я подзабил на учёбу, начал пить и курить, ну, и к старшим классам уже не ощущал себя умнее других. И коммуникативность повысилась.
Хотя не все увлечения молодёжи мне были до конца понятны. Ну, и женщины, с которыми те или иные отношения у меня случались на протяжении жизни, чаще всего были на энное количество лет старше. Мне не повезло со внешностью, я выгляжу моложе своих лет. Был бы я девочкой, радовался бы. Но для мужчины это огромная проблема. Мне 28 лет, а борода на щеках вообще почти не растёт. Поэтому постоянно сталкиваюсь с фамильярным отношением, меня сильно задевает, когда со мной пытаются обращаться, как с мальчиком сопливым. Как правило, стараюсь сразу такие попытки пресекать. У меня высшее образование, официальный опыт работы по профессии 9 лет, водительский стаж 10 лет, многие мои сверстники уже имеют научную степень, некоторые успели жениться, родить детей и развестись. А со мной как со студентиком, и паспорт в магазине спрашивают все время. Вот это регулярное неуважение, недооценка и дискриминация по возрастному признаку — это то, с чем приходится сталкиваться и что очень бесит, честно говоря. Внутренне я себя ощущаю где-то лет на 45, и все эти многочисленные дурацкие тесты на психологический возраст в интернете подтверждают это. Хе-хе..
У меня наоборот. Лицо не испорчено интеллектом, но, тем не менее, все равно по внешнему фантику дают намного больше, чем имеется..
— Прыгал за мячом, в ноги бросался безумно….
Одно из увлечений молодёжи тебе все-таки было понятно. Футбол, как много в этом звуке… С чего началось знакомство с этим видом спорта?
Увлекаться футболом я начал с Чемпионата мира 2002 года в Японии и Корее, где наша сборная знатно облажалась. Помню, по телевизору активно крутили рекламу «пепси» с футболистами. И мне тогда казалось, что наш Мостовой так же крут, как Рауль, Роналдо и Луиш Фигу. Но на деле все оказалось иначе..
Как тебе результат сборной России на недавнем Чемпионате мира? Ты посещал какие-нибудь матчи?
Ну, очевидно, что сборная прыгнула выше головы. Однако больше запомнились даже не результаты на футбольном поле, а то, какой была Москва во время ЧМ. Таких толп в центре я не видел никогда. И атмосфера всеобщего праздника была непередаваемая.
На матчи попасть было практически невозможно, билеты сразу раскупались. Деньги были, возможность съездить в другой город при необходимости я бы тоже нашёл. Но не получилось. Зато разных впечатлений от просмотра матчей в спортивных барах осталось много..
Представляю, что творилось в спортивных барах. Поделись своими симпатиями: за какой клуб болеешь, кто любимый футболист?
С 2003 года болею за московский ЦСКА. В молодости, в мои 16-17 лет, у нас даже была компания, мы с ребятами ходили на стадион регулярно, ездили на шашлыки, даже сами одно время играли в футбол по четвергам. Так как в поле я играл всегда плохо, меня с детства часто ставили на ворота. И я стал вполне себе неплохим вратарём. Когда на траве играли, прыгал за мячом, в ноги бросался безумно. Скучаю по тем временам. Очень давно не играл в футбол. В общем, компания потом потихоньку рассосалась, и я постепенно превратился в «кузьмича» — стал смотреть футбол по телевизору. И, в общем, принимаю это как данность. За ЦСКА болею так же преданно и сильно, как и раньше. Тем более у нас в этом сезоне такой прикольный перспективный «пионер-отряд».
Любимый футболист Акинфеев. В свои молодые годы, до серьёзной травмы, был просто феноменален. Это потом уже появились шутки и мемы про серию в «Лиге Чемпионов», про руки из одного места и все остальное..
— Для меня всегда важнее были традиции….
Случайно не с тех далёких времён, когда интернет ещё не летал, а ползал по телефонной линии (не застала это чудо техники) зародилось твоё увлечение «Золотой бутсой»? Как ты нашёл эту секту?
О, передо мной человек, который не застал модемное соединение! Да, все так и было. Соединение осуществлялось через телефонную линию и модем. Первое время у меня тоже такое было. Хотя как раз в декабре 2006 г. появилась выделенная линия.
«Золотую бутсу» я нашёл случайно. В 11 классе тогда учился. Просто заинтересовал проект, понравилась идея онлайн-менеджера, я до того момента ни во что подобное не играл. Только в «ФИФУ» на компе, как и все мальчишки. Я стал разбираться в игре и потихоньку втянулся. Помню, что на форуме очень долгое время не общался — не тянуло. В те времена с получением клуба дела обстояли совсем по-другому. Не было такого широкого выбора, как сейчас. Да и процесс был мудрёный. Помню, что я зарегистрировался, походил по сайту, понял, что все как-то сложно, вышел и зашёл только через несколько месяцев, когда и отправил заявку на получение клуба. Выбирал прагматично: исходя из мастерства игроков, финансового положения и текущего места в турнирной таблице. Помню, что несколько дней ждал одобрения, команду выдавали не сразу. В итоге я стал тренером клуба «Оса Ф.К.» во втором дивизионе Коста-Рики 12 ноября 2006 г. Её я лишился через полтора года из-за долгов по зарплате. Опять же, времена были другие. И с руководством ФС мне тогда не повезло. Не было никаких автоматических уведомлений, как сейчас. И никто мне не писал, не предупреждал о том, что я могу потерять команду. Вообще. Поэтому для меня это стало тогда большой неожиданностью. Было очень обидно, честно говоря. Полгода отходил от этого, горевал. (Иронично улыбается.) Желание играть на время пропало. Но потом решил попробовать ещё раз, выбирал клуб по тому же принципу, и «Ботети Янг Файтерс» из Ботсваны стали для меня родными, уже больше десяти лет с ними, с 16 ноября 2008 г. А вот вторую команду в Швеции 29 октября 2016 г. я взял уже совершенно осознанно, воодушевившись своей большой любовью к этой прекрасной скандинавской стране..
У тебя реальные игроки, команды? Первая «Ботети Янг Файтерс» все равно, наверное, ближе к сердцу? Как думаешь, что ждёт в дальнейшем «Бутсу»?
Затрудняюсь ответить. Но она в любом случае как-то роднее. Хотя, признаюсь, до сих пор очень непривычно видеть её под тоголезским флагом вместо ботсванского.
Реальны обе команды, но про «Ботети» информации в сети практически нет. А вот у футбольного клуба «Броммапойкарна» есть свой сайт, очень даже приличный. У меня, кстати, есть селфи, сделанное в том самом районе Стокгольма, где играет моя команда. На соседней станции метро.
Я думаю, что «Бутсу» ждёт медленный, но неизбежный закат. Все к этому идёт. Увы. Честно говоря, я тоже пока ещё здесь чисто по инерции и по привычке. Как и многие менеджеры..
Покажешь селфи?!.
Благодарю! Помню, когда Экваториальная Гвинея и Ботсвана сливались в независимое Того, ты скептически и довольно-таки недовольно воспринял эту тревожную новость. Сейчас ты пережил очередное объединение. Как оцениваешь перспективу команды в борьбе за медали? Есть какая-нибудь поставленная цель, которую ты неспешно претворяешь в жизнь?.
Кажется, против объединения ФС активно выступал и выступаю всегда только я. И когда сливались в ФС Того, и когда потом объединялись с Мозамбиком. Все остальные либо были активно «за», либо относились к такой перспективе нейтрально. Ребята считали, что активность и многолюдность в рамках ФС — превыше всего. Поэтому и хотели вот такой «оптимизации», «уплотнения». А для меня всегда важнее были традиции. В общем, в рамках проекта я себя все равно ощущаю ботсванцем. Ничего не изменилось, кроме того, что опять для меня стало невозможным бороться за медали. Я в «Бутсе» играю свой 28-й сезон (двадцать восьмой, Карл!), а у меня только три трофея регулярных чемпионатов: две бронзы (последний сезон Ботсваны до упразднения и последний сезон Того до слияния) и одно-единственное золото во втором дивизионе Швеции, которое и вывело «Броммапойкарна» в Allsvenskan. Сейчас «Ботети» опять в глубокой заднице… Ну, не заточены у меня мозги так, чтобы построить команду, которая будет всех рвать. Я гуманитарий, я в этих делах не силён..
Играешь свой 28-й сезон в 28 лет — какая символичная игра цифр (улыбаюсь).
Зато в гуманитарных делах силен. Расскажи, пожалуйста, тернист ли был твой путь от обычного менеджера — до куратора Союза Журналистов? Раньше журналистика была на «гребне волны», судя по количеству материала на «Бомбардире». Сам принимал активное участие на этом поприще?
Моей активности на проекте когда-то давным-давно дал толчок maddogus, смотивировал меня к журналистской деятельности, за что я ему очень благодарен. Работать Проверяющим я пришёл в 18 сезоне, после того как уже попробовал себя в роли журналиста региональной прессы и главного редактора информационно-аналитического журнала «Pula». Так как я с детства люблю русский язык, люблю работать с текстами и заниматься сочинительством, у меня появился интерес к подобной должности. Считаю, что мне очень повезло с врождённой грамотностью. Начиная со старших классов школы и первых курсов университета, я стал её активно развивать, изучать правила русского языка более внимательно и подробно, разбирать сложные случаи, и теперь грамматическую ошибку могу допустить разве что по невнимательности. Кстати, у меня есть коварная способность грамотно формулировать мысли, даже когда я пьян вдребадан. И это не всегда полезное умение, скажу я тебе. Хе-хе. Впрочем, это лирическое отступление.
Тогда, в 18 сезоне, а в реальной хронологии это ноябрь 2012 г., как помню, был очень рад и удивлён, что успешно прошёл собеседование у Жени Синицына. Он мне первое время помогал освоиться, подсказывал, как и Kuraudo (царствие ему небесное). Мне тогда казалось, что это очень почётная и ответственная должность, что в ЛП работают крутые, уважаемые и очень грамотные ребята, что попасть туда на работу сложно. Но на практике все оказалось значительно проще. Вскоре я понял, что абсолютной грамотностью мои коллеги, по большей части своей, не отличаются, да и не требовалось этого. Что они не какие-то небожители, а обычные ребята. И как-то стал поувереннее в себе и своих силах, «выдохнул», что называется. Но костяк был мощный, в любом случае. Все проверяющие тогда были людьми увлечёнными и относились к работе ответственно. Из нынешних мэтров журналистики тогда в их числе были Вит Леон и proffman, например.
Насчёт «гребня волны» ты права. Журналистика в те времена переживала свой расцвет по всей «Бутсе» в целом. Было огромное количество очень крутых изданий. «Pula» была моим авторским проектом. Мне нравилось тогда и нравится сейчас работать в одиночку, не зависеть ни от кого. Это касается не только нашей «игры в журналистику» в «Золотой бутсе», но и в целом моей работы с текстами разной направленности по жизни. Что касается конкретно моих достижений, то те статьи, которые сейчас могли бы уверенно занимать призовые места на Журналистских конкурсах, в те времена даже не получали номинаций. В том числе из-за тематической направленности. Проверяющие ЛП тогда старались выделять работы, которые непосредственно связаны с проектом напрямую, понятие жанра «околобутсы» было более узким и чётким. Но конкуренция в любом случае была бешеная, это факт. Так что особых достижений не было во времена регулярной работы издания. Однажды принимал участие в ЖК с обзором турнирной ситуации чемпионата Ботсваны-2 после первого круга, но «в призы» не попал. Успех на ЖК пришёл, когда я уже занимал должность в СЖ. Это были статьи, посвящённые журналистике проекта. 2 место на ЖК-24 и победа на ЖК-27. В обоих случаях в рубрике «Околобутса» со статьями, посвящёнными внутренней кухне работы Проверяющего.
Ну, и в какой-то момент заниматься кураторством журналистики стало просто больше некому. Фром (FroM In SiDe) твёрдо решил уйти с проекта и, после краткого введения в курс дела, передал мне должность. Если откровенно, бывают моменты, когда мне тоже хочется все бросить и уйти. К сожалению, не всегда реакция на работу СЖ является приятной и объективной. И, как недавно выяснилось, иногда критика может исходить в весьма некрасивой форме, причём от того, от кого ты этого абсолютно не ждёшь. И, пожалуй, только реакция тебя, Евгения и других авторов после последнего ЖК способна окрылить и дать понять, что хотя бы кому-то моя работа нужна….
Искреннее спасибо тебе за труды и душевное отношение к своему делу. Ты нам всем очень нужен и незаменим!
Каждому из нас луна видится по-разному, человек ты творческий, как сам относишься к критике в свой адрес? Есть в ней созидательный заряд, если преподнесена корректно и с уважением?.
Я думаю, любому человеку болезненно воспринимать критику, если она беспочвенная и неаргументированная. В той или иной степени. Конструктивная полезна всегда, но ведь играет важную роль и то, как её человек преподносит. Это необходимо делать корректно, своевременно и уместно. Впрочем, судя по реакциям некоторых людей на некоторые мои рецензии в ходе проверки работ, присылаемых на проверку в СЖ, мне тоже не всегда эта корректность удаётся. У каждого своё субъективное восприятие. Нужно быть готовым к тому, что даже в том случае, если ты всеми силами стараешься быть объективным, дружелюбным и аккуратным в формулировках, твои слова могут воспринять в штыки и трактовать по-своему. Я принимал участие во многих конкурсах кинорецензий и тоже получал в адрес своих работ разные отзывы, поэтому представляю, о чем идёт речь. Некоторые из них были неприятны, а иногда и оскорбительны. Но если бы не этот опыт, я бы не вырос как автор и сейчас, наверное, не ходил бы на пресс-показы как журналист и не имел бы возможности писать хоть и для небольшого, но все же интернет-издания.
Вообще, лично мне проще всего принимать ту критику, с которой я сам изначально согласен. Я знаю свои недостатки. Например, если мне скажут, что я не умею себя вести в коллектве и позволяю себе какие-то неправильные, с точки зрения общественности, поступки, я это принять смогу. Потому что знаю, что с социальной адаптацией у меня есть проблемы, я не чувствую некоторых нюансов и мне очень неуютно бывает поддерживать то общение, которое принято в рабочих коллективах, подобных нашему. Если мне скажут, что у меня психика расшатана и что я маргинал, я тем более соглашусь. А вот если станут утверждать, что я лжец или безграмотный, то отвечать на такие предъявы буду на повышенных тонах, а то и матом..
— Часто хожу в кино. Бесплатно и до премьеры….
Поведай, как вообще пришла идея писать кинорецензии? Кстати, я их прочитала почти все..
С Евгением Куликом и Самал Еслямовой
Вот не верю, что ты читала почти все мои рецензии (улыбается). В общей сложности у меня рецензий, статей и подборок — около 360, наверное. И ранние реально лучше не читать, мне за них стыдно. Я только начинал писать отзывы на «КиноПоиске», когда открыл его для себя в феврале 2008 г. С 2011 г. стал участвовать в конкурсах на форуме «КиноПоиска», стал расти как автор, набираться опыта, занимать призовые места, самостоятельно организовывать конкурсы рецензий.
В начале 2015 г. меня пригласили в «Посктритицизм». Это небольшое, но уютное издание. Наш костяк там — тоже выходцы из конкурсного раздела с форума «КиноПоиска». Все ребята очень умные, насмотренные и талантливые, но без коммерческой жилки и опыта в рекламе. Поэтому мы крутые, но малоизвестные. Так что я как бы такой полупрофессиональный кинокритик. Ни о какой славе и влиянии речи не идёт, зато есть возможность официально аккредитовываться на пресс-показы и пресс-конференции. Поэтому в свои выходные я часто хожу в кино. Бесплатно и до премьеры. Но нужно обязательно написать рецензию и отправить ссылку прокатчику. Иначе могут отказать в сотрудничестве. Сейчас у нас, к счастью, налажены хорошие рабочие отношения практически со всеми крупнейшими дистрибьюторами: «Дисней», «Юниверсал», «Вольга», «Экспонента» и другие. Проблемы с аккредитацией бывают нечасто..
А вот зря не веришь (улыбаюсь).
Пользуясь случаем, хочу порекомендовать рецензии из разряда «избранного». Быстро встряхнётесь и улыбнётесь. А у кого есть дети, помимо отменного настроения, почерпнёте для себя немало полезного. «Телепузики» и «Пеппа»
У тебя ещё имеется авторский проект — «Голос Скандинавии». Чем для тебя оказалась так притягательна Скандинавия, в частности Швеция, вкупе с местным кинематографом? За что ты его ценишь?
Мне очень близок менталитет шведов в целом, я с удовольствием изучаю шведский язык и интересуюсь их народными традициями. Хотя любовь к Швеции однозначно началась с увлечения скандинавским кино. Его я ценю за реализм, жизненность и остросоциальную тематику. Оно, как правило, очень честное, зачастую трогательное и уютное. У них, кстати, прекрасное детское телевидение с огромным количеством развивающих, познавательных и развлекательных программ. Ну, и отдельной статьёй — совершенно особый шведский юмор, который понятен далеко не всем. А я его обожаю..
А российский кинематограф скорее жив, чем мёртв?
Жив, конечно. Проблема здесь комплексная. Объективно, назойливее всего рекламируются самые сомнительные или вовсе откровенно плохие отечественные фильмы, с помощью админресурса и самых грязных и противных форм маркетинга. Ярчайший пример — «Викинг». Это сразу отпугивает и создаёт отрицательный образ российского кинематографа. Реально достойные фильмы и даже шедевры чаще всего остаются незамеченными, идут ограниченным прокатом. Более того, их по привычке игнорирует зритель, потому что он, к сожалению, чаще всего мыслит глупыми стереотипами о русском кино, которые активно подогревает тот же Баженов (BadComedian). Он интересный комик, он знает, как увлечь аудиторию, но как кинокритик Евген мыслит порой довольно поверхностно. И однобоко.
Мне не раз приходилось видеть кинодеятелей вживую на пресс-конференциях, общаться с ними. Могу сказать, что это в большинстве своём умные, талантливые, увлечённые и трудолюбивые люди, которые реально стараются и искренне хотят снять хорошее, трогательное и полезное кино для зрителей. Но на слуху, к сожалению, в основном всякие Андреасяны, позорящие профессию, и иже с ними..
Поэтому голливудское кино популярнее российского, итальянского, французского вместе взятых? Американский кинематограф — это выдающиеся драматурги, блестящие сценаристы, изучившие все, что можно о человеческой природе? Чем оно берет?
Голливудское кино популярнее, потому что оно высокобюджетное, мейнстримное и ориентировано на широкого зрителя. И его больше чисто количественно. Сейчас точную статистику с ходу не приведу, но в целом в то время как в России за год снимается, условно говоря, сотня-две фильмов, США производит несколько тысяч. Разного бюджета и качества. Помимо тех успешных фильмов, которые идут у нас в прокате, в Штатах снимается огромное количество откровенного шлака, который проходит незаметно, а то и вовсе выпускается только на видео.
Среднестатистический не искушённый зритель выбирает «попкорновое» кино. Плюс, опять же, устоявшиеся стереотипы.
Вообще, лично я американское кино, которое по большей части ориентировано на энтертейнмент, смотрю меньше, чем европейское фестивальное, скандинавское и российское. Так что тут каждый расставляет для себя приоритеты. В вопросе о том, где больше «блестящих драматургов и выдающихся сценаристов», не все так очевидно. Факт в том, что многие крупные европейские кинодеятели после успеха в Старом Свете начинают работать в Америке. Но здесь уже, как я думаю, в большей степени играют роль вопросы маркетинга, финансирования и охвата зрительской аудитории, а не искусства как такового..
— Искусство — это самое ценное, что человек оставляет после себя….
Спасибо за подробный ответ. Нельзя не согласиться. Очень интересно было услышать именно твоё мнение.
У тебя имеются ещё какие-то задумки, новые авторские проекты на будущее? Сочинительство тоже занимает далеко не последнюю нишу в твоём мире увлечений. Нет желания написать что-нибудь грандиозное? Ты ведь песни, стихи писал в далёком прошлом?.
Честно скажу — стихов, рассказов и песен я давно не писал. В детстве и молодости сочинял часто. А потом в какой-то момент я самому себе признался в том, что все основные мысли и тем более чувства выражены. Что я повторяюсь. Есть большое количество задумок для рассказа, сценария или даже романа, но у меня почему-то ничего не клеится пока, руки не доходят, не уверен в успехе, вдохновения не хватает. Поэтому пока ограничиваюсь кинорецензиями, подборками и статейками о кино..
Твой интересный ответ побудил задать тебе следующий предвзятый вопрос с пристрастием (улыбаюсь). «Современные творцы» после твоих слов мне сразу представились несчастными карликами в стране гигантов в эпоху Возрождения (улыбаюсь). Действительно, а что можно предложить, да и зачем, после Микеланджело, Рафаэля? Чтобы не ретранслировать «старые песни о главном», необходимо устроить игры разума, обязательно с философской подоплёкой, но без формального воплощения — чем успешно и занимается современное искусство в наши дни? Поправь меня, если я неправа. Была в университете дисциплина — «эстетика безобразного»? (улыбаюсь)
Такого предмета, конечно, не было. Но курс по современному искусству у нас был. Для меня оно долгое время оставалось чуждым, казалось по большей части бессмысленным, эпатажным и не представляющим особой ценности. Я его не понимал. Тем более мой основной профиль — архитектура. Все мои курсовые и диплом — на архитектурные темы.
А в разговоре о современном искусстве подразумевают обычно другие его виды. Вообще, если речь о живописи, например, то мне по душе реализм, я люблю передвижников. Лишь в последние годы я стал как-то более лоялен к концептуальному искусству, начал им интересоваться и воспринимать всерьёз. Просто нужно принять те законы, по которым оно существует, и стараться понять замысел художника. Если классическое искусство говорит само за себя, то концептуальное воспринимается в контексте авторской задумки. Теперь посещаю соответствующие выставки и экспозиции, когда есть возможность. Важно принять, что современное искусство не обязательно должно быть эстетичным и пробуждать положительные эмоции. Важна рефлексия зрителя как таковая..
Какая концепция тебе ближе: искусство как удовольствие, как образ жизни, как воспитатель людей или что-то другое?.
Я бы подчеркнул, что речь не только об искусстве, но и культурном наследии в целом. На мой взгляд, это то, что нужно хранить и беречь в первую очередь. И я, будучи искусствоведом по образованию и музейным работником по профессии, наверное, не могу считать иначе. Потому что никакие достижения технического прогресса, никакое обилие товаров потребления и повседневный комфорт не заменят духовного, нематериального богатства, которое составляют произведения искусства и памятники культуры в самом широком смысле этого слова. Иными словами, искусство — это самое ценное, что человек оставляет после себя. Ars longa — vita brevis..
А твой путь искусствоведа — собственный выбор? Другие развилки имелись?.
Я потомственный искусствовед. Мать окончила то же отделение того же вуза, что и я. Искусствоведческое отделение исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. С детства прививала у меня интерес к искусству и культурному наследию. Поэтому решение было обдуманное и абсолютно осознанное. Это был только мой выбор. И я в целом о нем не жалею. Возникали мысли и о филологии, но как-то я их всерьёз не рассматривал. А вот если бы выбор стоял передо мной сейчас, я бы однозначно пошёл поступать во ВГИК или схожий вуз. На режиссёрский, скорее всего. Ну, или на киноведческий или сценарный. Так уж вышло по иронии судьбы, что подлинный интерес к кинематографу у меня возник на первом курсе университета. Когда выбор уже был сделан..
Опередил ход моей мысли. Как раз хотела поинтересоваться: почему на режиссёрский не поступил, имея такие внушительные познания в этом виде искусства и его закулисной кухне. Кстати, стыдно признаться, но о существовании короткометражек я узнала от тебя. За что большое спасибо!.
Да ладно?! Не представляю, как можно совсем не знать о существовании короткометражек. Ну, ничего, если я и правда помог в этом, то я очень рад! А что ты подразумеваешь под закулисной кухней? Не так уж много я знаю..
Тебе видно то, что не ощутимо взору обычного обывателя. Дабы не быть голословной — выдержка из одной рецензии.
«Видно, как [режиссер] Шьямалан и его оператор Майк Гиулакис удачно экспериментируют с разными манерами и методиками, используя необычные ракурсы, взгляды «со стороны», записи с камер видеонаблюдения, почти репортажную съёмку в гуще событий и даже виды «от первого лица». При грамотном и динамичном монтаже визуальную составляющую картины можно охарактеризовать…»
Да нет, это понимание вполне приходит с опытом и насмотренностью. Плюс искусствоведческое образование даёт определённое умение видеть и воспринимать композицию, перспективу, диагонали, роль цвета и света. Кино живёт по своим законам, но в плане построения кадра и его художественных особенностей есть немало пересечений с законами живописи. Но так как профильного киноведческого образования у меня нет, я все равно чувствую некую неловкость дилетанта, когда пишу о кино..
Ты ещё озвучиваешь фильмы. Сложно дарить свой голос героям? Ведь нужно повторить все эмоции, дикцию, интонацию, в конце концов «попасть в рот».
Озвучка фильмов — это просто небольшое хобби. Это не сложно, это интересно. Но на эту деятельность, к сожалению, время сейчас удается найти редко..
— Семья была проверенная….
Мама частенько, наверное, устраивала культурные променады по выставкам, музеям? Кино — твой дзен, а к театру как относишься? Я вот его терпеть не могу. «Не верю!»
Я сказал, что мать привила мне любовь к искусству. Так и есть. Но это лишь часть правды. Меня воспитывала в детстве в первую очередь бабушка. Она была сталинской закалки, в молодости работала в КГБ и очень много тайн унесла с собой в могилу. Бабушка была очень жёстким человеком. Мать много работала и редко мной занималась. Причём если и занималась, то в основном пичкала меня научной литературой. Играли в какие-либо игры и вообще развлекались мы очень редко. В театр мы вместе ходили, может, пару-тройку раз. В Большой она меня однажды сводила, я помню. На «Щелкунчика», кажется. Было скучно. У меня тоже нет особой любви к театру, если честно. Тем более, как человеку кинематографа, мне сложно его воспринимать, именно за счёт того, что законы актёрской игры в театре другие. Все время кажется, что на сцене все сильно переигрывают. В музеях я, конечно, бывал в детстве. Но в подавляющем большинстве случаев не вдвоём с матерью, а на занятиях, которые она проводила. Мать больше 20 лет работала в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества. Он более известен в народе как Дворец пионеров на Воробьевых горах. Там же прошло моё детство. Там же я работал в студенческие годы, с 3 курса, — вёл у ребят кружок по искусствоведению и проводил занятия киноклуба. А у матери была студия «История культуры». С ней и её воспитанниками я в детстве очень много ездил в поездки и экспедиции по России. Так что можно сказать, что по заграницам я хоть и не мотался в школьные годы, зато европейскую часть России исколесил сильно..
Серьёзная у тебя бабуля, однако.
Серьёзная, не то слово. Причём она в органах работала с юных лет. Семья была проверенная — прадед был майором КГБ. Когда началась война, бабушке было 19 лет. Она работала в службе, связанной с цензурой. В её обязанности входило проверять письма с фронта на предмет антисталинских и антисоветских настроений..
Жёсткие времена тогда были. А сейчас почти нет цензуры, в интернете свобода слова — это плюс или минус? Почему ты решил публиковаться на сторонних сайтах, а не предпочёл сделать свой собственный блог, например? С наполнением контента проблем не было бы, а как дополнительный, приятный бонус — приносил бы доход.
Если бы в российском сегменте интернета была свобода слова, это, разумеется, было бы плюсом. Пока что у нас людей за лайки и репосты сажают.
Мне кажется, ты не совсем понимаешь, как это работает. Мы и целым изданием с набором отличных авторов раскрутиться не можем, а уж собственный блог о кино раскрутить — тут такие финансовые вливания нужны, которые я себе вряд ли позволил бы. А монетизация — это вообще утопия. Стартовый капитал нужен приличный. И в одиночку это точно не делается. Не знаю, по крайней мере, таких примеров. Хотя, наверное, если бы я разбирался в рекламе и продвижении, всё было бы проще..
Да, вполне возможно, ты прав. Сейчас бум на блоги, влоги, я подумала, что ты бы имел свою собственную аудиторию и почитателей.
Кстати, а ты почитателем кого являешься? Какие книги, кроме научной литературы, стоят у тебя на полке?
Вопросом о книгах ты меня немного ставишь в тупик. Я тебя (и немногих наших читателей, которые доберутся до этого места), наверное, разочарую, но я и тогда, и сейчас, не очень большой библиофил. Я мало читаю, к сожалению. Особенно художественной литературы. Много смотрю зато.
А вообще, я люблю Стивена Кинга. Прочёл всего «Гарри Поттера» — разочаровала только последняя книга, потому как если раньше я вполне совпадал по возрасту с героями книги (плюс-минус пара-тройка лет), то во время чтения восьмой части я понял, что безвозвратно вырос из этой истории, и мне уже неинтересно. Из классики очень люблю «Гранатовый браслет» Куприна. В душе я самый настоящий Желтков. Нравятся рассказы Чехова, «Преступление и наказание» Достоевского..
Кого бы ты назвал героем нашего времени?
В эпоху интернета и информационного перенасыщения одни герои сменяют других очень-очень быстро. Если символом 90-х в России был Данила Багров (кстати, музееведение у меня в университете вела мама Сергея Бодрова мл., а сам он учился на моем отделении), то в наше время такого харизматичного и точного образа, на мой взгляд, нет и, вероятно, не может быть..
— Розовых пони с бабочками там бы не было….
Согласна. Бодров Сергей мне тоже очень нравится, хотя он не моего поколения. А скажи честно, наблюдая сегодняшние реалии, в какого режиссёра ты бы сам превратился в итоге? Первый тип — компромиссный ремесленник, далеко не заплывающий за буйки, работающий под лозунгом «чего изволите?» Выхлоп — деньги, слава, бесперебойное финансирование. Второй тип — авангардный альтруист-бессеребренник, занимающийся выражением своего внутреннего мира, работающий для узкой прослойки ценителей прекрасного. Выхлоп — верность себе, уважение публики. Третий универсальный вариант имеется? Стал бы на кого-то ровняться, кому-то подражать? Как бы ты искал место под солнцем и лоббировал свои интересы?
Не знаю, как ответить. Жизнь — не компьютерная игра, где ты выбираешь себе конкретное амплуа с конкретным набором скиллов. Предугадать сложно, как бы зритель отреагировал на то или иное моё кинематографическое высказывание, если бы я действительно что-то мог создать и показать публике. Поэтому мой ответ на этот вопрос — это в любом случае фантазия и грёзы. Не знаю. В чем я точно уверен, так это в том, что не стал бы прогибаться под какую-либо идеологию и общественные стереотипы. Я думаю, будет нагляднее, если я просто назову режиссёров, с которыми мне хотелось бы быть на одной волне, чьи взгляды на жизнь и киноискусство я более-менее разделяю, творчество которых мне по душе. У меня много любимых режиссёров, да. Перечислять всех не буду. Но я точно знаю, что если бы сам снимал кино, то оно, вероятнее всего, было бы похоже по атмосфере и набору приёмов на фильмы Василия Сигарева, Андрея Звягинцева и Ларса фон Триера. В общем, оно было бы не для массового зрителя, это точно. Хотя главной моей целью было бы, разумеется, не самовыражение, а попытка достучаться до людей, тронуть их сердца, подтолкнуть к пониманию чего-то важного. Впрочем, это все пока что далёкие и малоосязаемые мечты..
Человеческий разум — бездна непредсказуемости, а твоя мечта гармонично сочетается с реальностью, поэтому давай ещё немного помечтаем (улыбаюсь).
Представь, у тебя все-таки появилась фантастическая возможность снять самому авторское кино: о чем и в каком жанре оно было бы?
Это была бы, безусловно, драма. Жизненная, настоящая, правдивая и честная. Но, вполне вероятно, с неким налётом мистики или фэнтезийности. Хотя я бы это назвал иначе. Мы уже говорили про судьбу и предопределённость. Есть вещи, в которые я верю и считаю их частью нашего Мироздания, но которые материалистами принято считать чем-то вымышленным.
В любом случае, я бы снимал о том, что сам испытал на своей шкуре, что пропустил через себя, в чем, как считаю, по воле судьбы, разбираюсь чуть больше окружающих. Я вообще привык не лезть в то, в чем я не компетентен. Человек должен заниматься своим делом, тем, что он любит и умеет, ведь в дилетантстве нет ничего хорошего. Поэтому я никогда бы не взялся снимать, скажем, романтическую комедию или байопик о какой-то исторической личности. Получилось бы в лучшем случае то самое ремесленничество, о котором ты говоришь. А вероятнее всего, вообще бы ничего не получилось. Поэтому мой фильм был бы о герое, который находится в тяжёлых жизненных обстоятельствах, который вынужден сталкиваться с жестокостью и несправедливостью, чувства которого унижают и растаптывают, который сам ломается под гнетом той безысходности, в которой находится. Ну, и, в любом случае, этот фильм был бы о любви. В контексте всего вышесказанного. Наверное, это не была бы настолько беспросветная чернуха, как у фон Триера, но и розовых пони с бабочками там бы тоже не было..
Чернушный артхаус? Слишком жизненный, бытовой, без доли романтики и волшебства?
Если заменить термин «артхаус» более подходящим термином «авторское кино», то это как раз то, что я бы и снял. Но как раз таки с долей романтики и волшебства. Хотя, наверное, в настолько нетипичном понимании этих слов, что не каждый зритель бы это заметил..
Какие актёры (имена) были бы задействованы в твоём фильме?
Все зависит от сценария и типажей. Нужно точное попадание в образ, в персонажа. Для того и нужны пробы. Об этом я бы ещё сто раз подумал и взвесил возможности и уместность каждого актёра. Но вообще, учитывая, что главного героя я бы во многом писал бы с себя, лично я предполагаю, что мог бы пригласить на эту роль Ивана Добронравова, Филиппа Ершова или Петра Скворцова. Это очень сильные молодые актёры, которые, на мой взгляд, органично смотрелись бы в таком амплуа.
Опять же, повторюсь, ты меня провоцируешь этими вопросами на откровенное фантазирование, я ещё даже за написание сценария не сел. Да и кто бы мне деньги дал на такой проект, даже если бы сценарий был..
Главное никогда не отказываться от своей мечты, и она вдруг, да и сбудется когда-нибудь.
Каждая овца мечтает о своём овечном. Я сейчас тоже вдарилась в фантазии, глядя на милого, белого, всегда по-праздничному нарядного барашка с человеческим именем Леонид Викторович: кого он олицетворяет?.
Леонид Викторович был подарен мне на день рождения коллегой. У неё дочка с ним играть не захотела, и теперь он живёт у меня на рабочем столе, периодически примеряя разные наряды и образы. Он, кстати, не белый, а, скорее, песочного цвета. А имя получил в честь предыдущего тренера ЦСКА Леонида Слуцкого..
«Я и позитив — это взаимоисключающие параграфы»: пришло время развеять этот сказочный миф. После танцующего в клипе у Оли Бузовой интеллектуала Вассермана, в чьи клетки мозга запросто помещались все тигры Запашного, я думала, в жизни меня уже мало что удивит. Я ошибалась. «Кот в мешке» за 28. На первый взгляд, Дмитрий может показаться до торжественности серьёзным человеком по отношению к себе и окружающим, это не совсем так, скорее — совсем не так (улыбаюсь). Оказывается, дремлющие таланты — сатира и юмор — тоже его конёк.
Жизненные зарисовки от Кота Шрёдингера: где любая шутка может быть одновременно очень и не очень смешной. Поехали…
ᴥᴥᴥ
Жиза-прежиза (улыбаюсь)..
Косплей на фрустрацию Эдварда Мунка «Крик»..
Что-то напрягает…
А теперь порядок! Котиков много не бывает! (улыбаюсь)..
ᴥᴥᴥ
Знакомая ситуация? Не знаю, как вам, а мне весьма и весьма….
В древние времена котов почитали как богов. Похоже, они не забыли об этом..
ᴥᴥᴥ
Вадим просыпается утром с большого бодуна, видит: на груди у него сидит барсук.
— Ты кто?
— Барсук.
— А чё ты тут делаешь?
— Да на вас, алкашей, уже белочек не хватает!
ᴥᴥᴥ
Майор Потапов обычно ходит в магазин со своим пакетиком, дома не свистит, чайный пакетик заваривает дважды. Так и скопил…
ᴥᴥᴥ
Выше головы не прыгнешь, ниже задницы не сядешь, но попытка — не пытка.
ᴥᴥᴥ
Хороший тамада, и конкурсы интересные (улыбаюсь)..
ᴥᴥᴥ
— Мои вкусы очень специфичны. Тебе не понять.
— Посвяти же меня в них.
— …
— Больной ублюдок.
«50 оттенков журналистики».
Любой трон – это унитаз. Стоит только с него слететь, как окружающие почувствуют не только запах, но узреют и его содержимое.
ᴥᴥᴥ
По сюжету фильма: «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».
ᴥᴥᴥ
Откроешь ночью холодильник, а там салями и хамон, поют фальшиво в унисон.
Камон! Камон!
ᴥᴥᴥ
Бывает, ждёшь, ждёшь чудо… И оно приходит, но обычно в перьях или в шерсти.
Кто не знает, загуглите: «зеленый туман», «голосов овраг». Это интересные легенды о провалах в памяти, мохнатых человечках и т. д. (улыбаюсь).
Одна беда — до шести не успела, пи-пи…
ᴥᴥᴥ
Спутанные фотоны нарушили теорию относительности. Я жив, бодр и зол! Мстя будет жестока. Так деду и передай :):
:): — смайлик Шредингера
Что же, хочется продолжения банкета, этого праздника жизни, но совесть проснулась, требует закругляться.
Дмитрий, спасибо за терпение и нетривиальную «экскурсию» по своей удивительной и яркой жизни. Удачи тебе и творческих успехов! Было очень приятно и безумно интересно.
Спасибо тебе, Вика, за общение, за колоссальную журналистскую и редакторскую работу по подготовке всего этого безобразия, верстку материала и столь монументальный подход. Целую монографию про меня выпустила, перехвалила по всем статьям… Неловко очень. Сейчас подумают, что это какая-то заказная пиар-акция (смеется). Те немногие, которые осилят почти 70 тысяч знаков. Если таковые вообще найдутся, хе-хе. Думаю, не ошибусь, если скажу, что мы с тобой поставили рекорд.
Похожие статьи:
- «Все в этой жизни относительно. Возможно, мы живём в матрице»
- Рубрика “Лицензия на интервью”
- …Масленок – главный Cоздадид
- Интервью с топовым тренером – Леной Дышкант (Ehidna)
- Navigator в мире “Бомбардира”
GD Star Rating
loading...
loading...
GD Star Rating
loading...
loading...
Оценившие статью:
ГаБэ - 10, Гость - 10, Гость - 10, Гость - 10, Гость - 10, Гость - 4, Гость - 10, Гость - 10, Гость - 10, Гость - 10
Отличное интервью, которое никого не оставит равнодушным!
1 Comment
loading...
Интересное интервью!!!
Читал около часа))
Не пожалел))