Задаваясь вопросом, что привлекает участников игры «Золотая бутса» в местной журналистике, боюсь, вряд ли получится обойти тему солидного денежного вознаграждения, предусмотренного Администрацией проекта за выполнение лицензионных требований. И вовсе не потому, что все или в большинстве своем столь меркантильны, нет. Но положа «руку на ногу», признаюсь, вряд ли бы я сам отдавался этому занятию столь полноценно и, даже можно сказать, самозабвенно, если бы не оно – то самое солидное вознаграждение. Естественно, этот факт не является основополагающим в моей мотивации складывать слова в строки, а строки в статейные материалы. Можно даже сказать, что сейчас это является всего лишь бонусом в этом занятии. Но, как говорится, «не надо быть бОльшим католиком, чем Папа Римский» – бонусом чертовски приятным.
Тем не менее, как это не покажется странным, на просторах ЗБ встречаются люди и издания, которые работают, не проходя процедуры лицензирования в Палате. Мотивы здесь могут быть разными. Скажем, ещё в позапрошлом сезоне в статье о ботсванских многостаночниках я упоминал сенегальский «SenegalFoot», детище bilan_crimea. В своё время у него вышел конфликт с представителями ЛП (впрочем, лучше об этом сам bilan_crimea рассказал в статье «Газеты, которые мы потеряли: “SenegalFoot” ФС Сенегал»), и с тех пор SF не лицензируется, игнорируя таким образом «официоз». Только вот незадача – особой активностью издание похвастаться не может. В 16-м сезоне Николай его вроде как возродил, но тяму хватило лишь на три выпуска, о чем главред «SenegalFoot» честно признался в заключительном номере сезона. Значит ли это, что итоговый гольден является тем самым необходимым горючим для того, чтобы издание было «на ходу», тему развивать не буду, но получается, одного голого «энтузазизма» «маловато будет».
Прошлый сезон также не остался без «нелицухи». Достаточно заработавший в предыдущем и вдобавок повздоривший чуть не со всей Бутсой, в свободном режиме выпускал свою «свободную прессу» «Botалии footswanы» Андрей Беляев (maddogus), на «производственные мощности» вышел «Скандинавский альманах» или «СкАльм». На них-то мне и хотелось бы остановиться подробнее. Дело в том, что издание как ежемесячник проработало на очень серьёзном уровне два сезона, выпустив, кажется, в 16-м и 17-м сезонах в общей сложности пять выпусков. Главным редактором был Алексей Аристархов-Орлов (leexsus). Тематика материалов была самая разнообразная – от освещения событий скандинавских футсоюзов и интервью с местными героями до политических событий в стране. Обойма участвующих журналистов тоже была внушительной – там засветились и, если не ошибаюсь, maddogus, и наш коллега Nobel, и шашка. И поверьте на слово – по уровню реализации, качеству и разнообразию материалов «Скандинавский альманах» мог составить конкуренцию любому бутсовскому изданию-«тяжеловесу». Повторю – любому, в том числе и «Хет-трик», и, буде она жива-здорова, «La Gazzetta dello Sport». Тем не менее, «СкАльм» так и остался неофициальным рупором Скандинавского полуострова. С просьбой рассказать об этом самобытном издании я обратился к Алексею, как духовному отцу и главному редактору, а также Александру Тифанюк, больше известному как nntt, принимавшему в нём непосредственное участие.
«Ты помнишь, как всё начиналось?…»
leexsus: «Идею журнала я вынашивал долго… Но пришёл к тому, что не хочу привязывать его к одному ФС. И я решил сделать объединённый журнал для всей Скандинавии. Журнал родился 18.01.12. Его редакция – ”Ice og Flame Reykjavík”. Она располагается в Рейкьявике и уже оттуда вербует журналистов по всей Скандинавии. У истоков журнала стояли три “идейных” вдохновителя – я (leexsus), nntt и Masanja. Впоследствии второй участник стал и оформителем данного проекта. nntt внёс огромный вклад в развитие журнала. Я выступал в роли “жандарма” и собирал материал, а nntt вносил креатив. Masanja же подсказывал – что, куда нам двигаться. Не могу не упомянуть журналистов. Их труд в бОльшей части “за так” меня впечатлил. Лишний раз убедился, что еще не всё можно купить-продать. Ребят трудившихся было много и кого-то упоминать я не буду, так как рискую кого-то забыть, а это не есть хорошо. Назову лишь те ФС, которыми они были представлены: Исландия, Фареры, Швеция, Босния и Герцеговина, Норвегия, Дания, Финляндия и Ботсвана… Вот, такая география!»
nntt: «Скандинавский альманах»? Когда я первый раз услышал о нем, то в голову сразу пришли две мысли: первая – «СкАльм», вторая «нах». Вот с таких мыслей началось мое знакомство с журналом и его главным редактором Алексеем Аристарховым-Орловым (leexsus). В 16-м сезоне, март – апрель месяцы (2012 года – прим. редактора), он попросил меня помочь ему в оформлении нового журнала для шести ФС (Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Фарерские о-ва). Он сказал, что журнал будет независимым, без регистрации в ЛП, и что бюджет журнала будет примерно 15-17 бонусов. Так что, если говорить, что я оплачивал его содержание, это неправда».
О лицензии
leexsus: «Я занял принципиальную позицию. Не хочу ни на кого давить рамками сбора. Одно было, правда, условие. Наш журнал ежемесячник, и все работы сдавались до 20-го числа. К тому же народу было в кайф работать и не зависеть от кого- и чего-либо. Такую же позицию занял и nntt. Наша задача была не в получении денег, а в объединении скандинавского блока и привлечении новичков в Скандинавию. К тому же, нас не то, что бы не впечатляет работа ЛП, просто, на наш взгляд, ЛП переживает период “застоя”. Пора в ней что-то менять. К тому же (это моё личное мнение), предъявляемые требования проверящих ЛП очень завышены к тем, кто готовит материал. Плюс, зачастую от некоторых менеджеров ЛП можно услышать старческое брюзжание, а не слова поддержки и советы, это неправильно и неконструктивно для развития журналистики и ЛП частности».
nntt: «…А сама идея мне показалась хорошей. Писать за гольдены, подавать в ЛП отчеты мне казалось, да и сейчас кажется, смешным. Не знаю, как объяснить, но попытаюсь. Тебе не привыкать – ты знаешь, что мой бред не в любой голове найдет понимание, потому как до меня спускаться долго. В общем, создаешь ты журнал, коллектив набираешь и идешь в ЛП, регистрируешься, и пошли выпуски. Первый выпуск – вас много. Второй выпуск – вас двое, а третий – один. Главред думает, чем заполнить выпуск. Всё, приплыли. И начинают пихать всё что угодно, чтобы выбрать лицензию. То есть главный редактор нового издания, когда пришел в ЛП, сам одел на свою шею петлю. А если бы чуть по-другому? Дать изданию время на раскрутку – сезон, два, но при этом оставить бюджет. Может, новое издание и новый главный редактор научились бы содержанием наполнять и не гнались бы за количеством знаков, которые надо набить. А потом, когда они повзрослеют и наберутся опыта, – требуйте. Своеобразная школа, но не кадров.
Какие издания выживают? Где главный редактор исполняет роль и дизайнера, и журналиста, и всего, что угодно. «The Royal Gazette» – Вит Леон, в этом году еще и Delik. «Botалии footswanы» - maddogus. И так далее. До бесконечности. Один, максимум два фаната, которые составляют всё издание. Поэтому и похоже всё это на блоги. Есть исключения, но я знаю одно – ХТ.
В общем, идя по пути нелицензирования, мы никого не подводили. Ни журналистов, которые знали, что их ждет, ни читателей, которым, надеюсь, нравилось издание. Не парились о сроках и делали, что могли и что было интересно. Над нами не довлели знаки и остальная чушь. «Ты не так отправил, ты не туда вбил»… Да возьми сам скромно сделай или переделай, а ему напиши – это и то-то поправил. Вот и всё. А у нас ищут бюрократа наверху, а создают его внизу.
В общем, рассуждать на эту тему можно бесконечно, но суть одна: когда хотят результат – создают условия, когда результат не важен – условия не нужны».
Работа журнала
leexsus: «Первые три выпуска прошли на ура, а затем пошёл отток менеджеров. Не из журнала, а из самой игры. Нас это сильно подкосило. К тому же сначала Masanja стал президентом ФС Фарер и ушёл в работу с головой, а затем и nntt стал президентом Белоруссии. А с уходом главного дизайнера и креативщика работа журнала встала. Я не смог адекватно поддерживать работу журнала. И поэтому проект пришлось заморозить. В декабре 2012 я попытался набрать коллектив журналистов. Нас тогда было 11 человек. Я как всегда раздал задания и сам стал корпеть над интервью, но к январю нас осталось пять человек, из них готовых работать хоть сейчас – два-три менеджера. Но объём работы, задуманный мною, настолько велик, что четверо журналистов, на мой скромный взгляд, его просто не потянут. К тому же я, кажется, нашёл оформителя для журнала, его ник – 5ergV. Но пока всё ограничилось устным соглашением».
nntt: «Алексей собрал команду, нашел журналистов, Александра Дануца (Masanja), Александра Иванова (Severnui_Kot), Александра Синявского (шашка) и многих других. Нам ведь «бояться» было нечего, вот мы и пробовали, экспериментировали. Придумали подписку, шесть человек подписалось. Не знаю, может мало, а может много. Но символично – с каждого ФС по человеку. Придумали анимированное представление журнала, вернее, придумала Fortis, а мы воплотили.
Начинали рассказывать о журнале, когда человек его еще не открыл. Нашли, скажем так, вешалку. Нас включали даже в отчеты о прессе, но в «10-ть лучших обложек проекта» мы не попали. Я уже это говорил где-то, но повторюсь. В частной беседе было сказано – первая обложка просто завораживает. А в топ не включили. И причина понятна – нет лицензии».
Будущее
leexsus: «На данный момент у нас в обойме пять менеджеров, один главный редактор и один оформитель. Будущее журнала туманно, но пока я в “ЗБ”, журнал будет жить… Вот только как? Над этим вопросом я сейчас бьюсь. Хотелось бы запустить номер, приуроченный к концу чемпионата, подготовить интервью, аналитические статьи… Но тут всё будет зависеть от менеджеров журнала. На этом пока всё».
nntt: «Человек, становится свободным, когда осознает, что смерть неизбежна. Судьба “СкАльма” такая же, как и у любого издания. Когда найдутся фанаты этого дела, которые смогут работать, да-да, именно работать, в пустоту, то издание опять появится на просторах Бутсы. И я смогу сказать: «Хе-хе, где-то я это видел…» Я понимаю Алексея, и я понимаю, что я его подвел, когда ушел с поста дизайнера издания, но так легли карты.
В общем, мифы развенчаны. Деньги на него я не тратил, тратил Алексей. Было всего 5 выпусков, а не более пяти. Правда, что я помогал в создании журнала, как дизайнер, но не более».
Как видим, взгляды на будущее проекта у отцов-основателей разошлись, также как и их пути на этом поприще. Но что-то мне подсказывает, что «СкАльм» мы ещё увидим, хотя и в несколько другой интерпретации. Что ж, пожелаем Алексею удачи!
P.S. А пока читаем выпуски “Скандинавского альманаха”:
1. выпуск
2. выпуск
3. выпуск
4. выпуск
5. выпуск
Похожие статьи:
- Разговор с редактором…
- Плюсы и минусы «журналистики будущего»: взгляд Проверяющего
- Приласкать синицу, махнув рукой на журавля
- Газеты, которые мы потеряли: “Grand Football” ФС Бруней
- Газеты, которые мы потеряли: “Пас на Остров” ФС Острова Кука
loading...
loading...
Нелицензионной прессе, действительно, почти не уделяют внимания. Хорошо, что появилась добротная статья, представляющая парочку менеджеров-праотцов "Скандинавского альманаха", рассказывающих не только о работе издания, но и представляющих свои мнения о прессе проекта в целом и лицензированной прессе в частности.
myMAgy
17 Comments
loading...
Жалко, что издание так и неперешло из любительской лиги в профессиональную((( было бы интересно понаблюдать
loading...
Вроде как Алексей решился лицензироваться, во всяком случае, меня он пытал на предмет уровня лицензии для ежемесячника. Но пока никаких телодвижений я не видел.
loading...
спасибо Мике что уделил нам внимание
Моя нестабильность видимо во многом тому вина, что не перешли в профессионалы.
Но как ни странно будет звучать, работа за гольдоны меня не привлекает, а пугает. И как бы это сказать убивает креатив, что ли. Нет драйва. Делай и делай. Есть что написать или нет. Робот. Не знаю как объяснить.
Мне проще делать не зная цену, чтобы оценивали читатели. Так что ли. В общем рыночная экономика.
loading...
А, что мешает не обращать внимание на гольдены или заняться благотворительностью Лично мне пофих сколько я заработала гольден либо я их не считаю и не акцентирую внимания.намного важнее отзывы, будь то они положительные или отрицательные…так, что не понимаю как какие то гольдены могут убить креатив:)
loading...
Вот и я не очень понимаю))
Драйва как раз может и больше будучи “на лицензии”, т.к. есть динамика, работа в определенных сроках от номер к номеру… движение! А буду раслабленным ты и рабоешь менее продуктивно, медленнее развиваешься..
Креатив, есть он есть, убить нельзя. Можно забить себе голову страхом о том, что ты не справишься… не успеешь и т.п., но тут дело лишь в правильном выборе лицензии и партнерах по изданию))
loading...
Я, в общем-то, уже высказался по этому поводу. Но вот, Алин, представьте такой момент – Вам, по собственному признанию “стеснительной и обидчивой”, приходится не только “творчески ваять” и читать отзывы на свою работу, но и лицензироваться (выбирая уровень и решая, что вы потянете), отчитываться, при этом решать, кому какую оценку поставить, суметь обосновать её, чтобы жур не обиделся и не отвалил в сторону, теребенькать народ к очередному выпуску,ну и так далее, ти тому подобное. При лицензировании встает огромное количество организационных вопросов. Хорошо, когда находится кто-то, для кого они, что называется, раз плюнуть, и кто берёт всё это на себя, позволяя Вам заниматься творчеством. Скрябин вон один сезон побыл главредом “лицухи” и до сих пор бежит этого, как чёрт ладана. Так что, по-своему, ребят тоже можно понять. Творческая личность далеко не всегда уживается с бухгалтерией.
loading...
Никогда не слышал о таком. Но по началу и у меня была подобная идея, правда потом я понял что нет смысла в этой затеи.
loading...
не знаю как объяснить .
мог бы сказал.
или заняться благотворительностью – в силу способностей занимаемся. Например если я правильно посчитал то в кассе фс Беларусь останется порядка 40 тысяч гольдонов. Все остальное спустим в трубу. И это я делал не за зарплату Президента. Это было мне интересно.
намного важнее отзывы,будь то они положительные или отрицательные… – согласен. Это радует.
понимаю как какие то гольдены могут убить креатив:) – убивают не гольдены, а система отчетности. В силу моих способностей мне ее тяжело соблюсти. Вот и выбирай время туда или сюда.
Драйва как раз может и больше будучи “на лицензии” – почти как на игле
А будучи расслабленным ты и работаешь менее продуктивно – иногда на раслабоне выигрывают чемпионат Европы
У каждого свой стиль.
Можно забить себе голову страхом о том, что ты не справишься… не успеешь – а можно и тем что ты справишься и все успеешь.
В общем вы молодцы, серьезно Без сарказма. Но я считаю это так хобби , но не более .
Как то так.
Мне интересней просто
loading...
Я тоже не понимаю этого панического страха перед лицензией. По-моему, всё это вещи совершенно надуманные, заменяющие необходимость в чем-то разбираться. Проще же себе найти красивую идейную причину.
Даже если издание не выполняет лицензию целиком, всё равно оно получает ровно столько, сколько заработало. Масса вон примеров лицензированных изданий, которые вовсе не парятся с графиком – Астрагаловские “Троица-и-Табак”, “Ноумен”, мы сами два сезона выпускали на номер меньше положенного. Просто потому, что я так решил – “не рвать попу на британский флаг” только потому, что надо выполнить лицензию.
Так что, ребята, запускайте “СкАльм” и радуйте читателей!
loading...
ну как бы Скальм запустить не смогу помочь – повязан другими обязательствами. А Алексей врятли пойдет в другов воодоворот .
Масса вон примеров лицензированных изданий, которые вовсе не парятся с графиком – пойми правильно я не могу так и мне от этого тяжело, что не могу. Если скажут 15 значит 15, и пойдет поедит. Проще же себе найти красивую идейную причину.- с удовольствием бы нашел, если бы знал где искать . мы сами два сезона выпускали на номер меньше положенного. – и какие были санкции по регламенту ? Так интересно.
loading...
и какие были санкции по регламенту ?
Не такие, чтоб переживать из-за этого. Ну представь – выпустили мы 4 номера вместо положенных 5 при лицензии в 160 млн.г. Стало быть, заработали 160*4/5=128 млн.г. Плюс за призовое место на ЖК – 10-20% бюджета = 141-153 млн.
Ну так, если грубо прикинуть. Вот и все штрафы. Поэтому я и говорю – “как потопаешь, так и полопаешь”, издательство получит в результате штрафов ровно столько, сколько заработает.
loading...
во-во!) в точку
И я с ЛГДС до фанатизма незацикливался на лицензии – штрафы получали регулярно))) правда потом отбивали потери из бюджета за счет ЖК (и даже ещё преумножали деньжата) )))))
loading...
Мика Тутаев, если человек хочет писАть, делиться своим творчеством с другими, его ничего не остановит. Я конечно не сталкивалась с такими проблемами, но думаю, если бы у меня было непоколебимое желание “творить”, то все эти “замутки” с лицензированием, это всего лишь нюансы. Вот допустим, я вяжу, у меня много вещей связанных, раздавать невыгодно, значит любимое дело превращаем в хлеб. При этом ведь нужно также много выполнить вещей, которыми и не хотелось, то и заниматься творческой личности. Найти покупателей, назначить цену, считать доходы и расходы и так далее. А, если ты, творческая личность, которую не волнуют “земные дела”, то пжл вяжи в шкаф и любуйся. Так и в журналистике в бутсе…ТВОРЧЕСТВО не задушишь и не убьёшь. Много отличных глав.редов у нас:) и справляются, и бухгалтируют и с творчеством на ты…а, кто находит оправдания, те просто не справляются, не потомучто лицензирование,это рамки, принудиловка и так далее, а потомучто они не потянут такой груз. Пословица вспомнилась ” не пинай на зеркало коль рожа крива”…как то так…Я вот могу сказать с уверенностью, что я бы это не потянула, потому, что много времени на это нужно тратить, да и я не отвественная:) но никакие гольдены, и сроки не виноваты:) Пользуясь случаем передаю привет все глав.редам
loading...
Безусловно. Они и не душили своё творчество, а реализовывали его как могли, таким вот образом. Но на тот момент человека, готового взять на себя такой груз, не нашлось. Возможно, Алексей постепенно дозреет.
loading...
хорошо что я не журналист
так все сложно
loading...
Всем добрый!Наконец-то получил утерянный пароль от “Бомбардира”))
Что я добавить к полемике данного статьи?
Я был и являюсь глав.редом СкаАльма. Задумка журнала была такова, что бы под его знамёнами объединились если не все, то бОльшая часть пишущей братии из Скандинавии. В Дании, Норвегии, Финляндии были свои газеты с сильными коллективами, но угасшие.Я надеялся, что на примере СкаАльма они снова возродятся. Для это был выработан план…Скажем так..16 сезон для нас был обкаткой. Я должен был посмотреть сколько мы соберем народу, сумеет ли народ за чистый месяц написать материал…После всех анализов пилотных выпусков и по своим ощущениям я принял решение, что лицензироваться не будем. Так как были накладки и те критерии, что я поставил перед журналом не выполнялись. Сейчас я снова набрал коллектив из 4 человек. Так что ждите…to be continued.
loading...
Четыре человека – очень серьезный коллектив, с которым можно решать соответствующие задачи. При условии, конечно, что они не разбегаются после первого выпуска, как тараканы. А это основное направление развития событий. Возми тот же “Экип” – там в начале сезона состав был такой, что казалось, они взорвут небосклон ЗБ-журналистики. В результате всё вышло довольно вяло и натужно.