Признаюсь, мне всегда были интересны интервью. Особенно взятые у известных людей. Поскольку литературой и музыкой интересуюсь давно, и началось это как раз во времена падения «железного занавеса», я уже тогда жадно отлавливал в продвинутой периодике нечастые интервью с Полом Маккартни, Дэвидом Боуи, братьями Стругацкими и Вайнерами и прочими полулегендарными личностями. И в далёкой юности казались они мне такими интересными, оригинальными, остроумными и даже мудрыми, что восторгу моему не было предела. Мне ведь и в голову не приходило, что для того, чтобы многие из них так проявились в интервью, журналистам, беседовавшим с ними, пришлось проделать колоссальную работу. Это я потом уже понял, насколько непросто разговорить незнакомого человека, да ещё и так, чтобы он рассказал тебе то, что никому до сих пор не рассказывал.
Наверное, поэтому в своей журналистской карьере долгое время не брался за этот непростой жанр, поскольку с бутсовскими персоналиями знаком был слабо. Но шло время, пробел этот постепенно восполнялся сам собой, так что однажды решился взяться и за интервью. Если попытаться сформулировать какие-то общие принципы, которыми я руководствуюсь (по большей части интуитивно, а вовсе не ставя их во главу угла), попытаться дать какие-то советы тем, кто желает освоить это направление журналистики, получится следующее.
Ну, во-первых, все интервью, так или иначе, делятся на два основных типа – интервью на тему и интервью с интересным собеседником.
Первое преследует основную цель раскрыть определенный интересующий журналиста вопрос-тему, второе – показать собеседника, раскрыть его как личность. Поэтому, берясь за интервью и выбирая собеседника, необходимо четко представлять, что и ради чего вы делаете, какую цель преследуете. Смешивать два этих направления в одной работе крайне нежелательно. Это равносильно попытке усидеть одновременно на двух стульях с почти стопроцентной вероятностью оказаться между ними.
Второе – конечно же, необходима предварительная подготовка.
Тщательно проработайте тему интервью или постарайтесь как можно больше узнать о своём собеседнике, поскольку вопросы типа «расскажи о себе», особенно в качестве вводного знакомства, настолько всеобъемлющие, что непонятно, что конкретно хочет услышать спрашивающий – всю жизнь своего визави от момента рождения, основные вехи типа «родился-крестился-учился-женился» или ещё что-то. Фактически, такие вопросы – ни о чем: чтобы ответить на них, надо говорить так много, что и говорить-то не хочется. Поэтому, даже начиная разговор с интересным собеседником, необходимо первые несколько вопросов продумать очень хорошо, детально, ведь он должен довериться вам. А для этого необходимо его разговорить, попасть в настроение. Ну и для того, чтобы не потерять нить дальнейшей беседы, желательно иметь хотя бы приблизительный план.
Третье – внимательно слушайте ответы!
Если ответы письменные, что в нашей действительности встречается значительно чаще, внимательно, по несколько раз перечитывайте. Это необходимо для того, чтобы: 1) оценить полноту ответа и дополнить его уточнениями; 2) не пропустить какое-нибудь интересное направление беседы. Потому что, какой бы ни был конкретный план беседы, «лирические отступления» зачастую бывают не менее, если не более интересны основной темы, либо могут отразить её в совершенно неожиданном ракурсе. Поэтому не стоит в тематике навязывать собеседнику жесткий диктат. Но и в случае чрезмерного уклонения стоит тактично, но решительно вернуть его к теме разговора.
Четвертое – обработка состоявшегося интервью.
Безжалостно выметаем мусор типа «Привет. – Привет. – Ну что, начнём? – Давай начнём. – Как настроение? – Отлично!» и т. д., словом, всё то, что пошло на «раскрутку собеседника», так называемую прелюдию, либо к теме интервью отношения не имеющее (срочно вспоминаем, каких целей мы собирались добиться, берясь за этот материал). Цените время не только своё, но и своего читателя, и не тратьте его на пустой трёп. Также бывает, что интервьюер отсылает несколько вопросов, касающихся одного аспекта, и собеседник также последовательно на них отвечает. Такие блоки необходимо рассортировывать на последовательность «вопрос-ответ» для лучшего восприятия. Если же речь идет о большом интервью, то желательно компоновать материал по тематикам и обозначать их в тексте ключевыми фразами. Конечно же, не стоит забывать и об этической стороне, т.е. недопустимости искажения слов собеседника. Вообще, перед публикацией имеет смысл показать готовое интервью своему визави и получить его одобрение.
Пятое и последнее – название.
Один из самых распространенных методов – вынести в заголовок какую-нибудь удачную или броскую фразу, сказанную вашим собеседником. Главное, чтобы она соответствовала общей тематике и настроению интервью, а не противоречила им, будучи вырванной из контекста.
В заключение хочется сказать следующее. Конечно же, любые правила для того и существуют, чтобы их нарушать. А поскольку интервью – жанр творческий, то и подходите к нему творчески. Если вы чувствуете, что какое-либо нарушение оправдано с точки зрения раскрытия темы, собеседника, оригинальности представления материала – попутного ветра! Но, как известно, исключения лишь подтверждают правила.
Похожие статьи:
- Совет Советника: Скрябин о рассказе
- Совет Советника: Голебма о дизайне
- Личный опыт: как работал журнал La Gazzetta dello Sport
- Мысли о написании обзора матча
- Первый шажок в журналистику
loading...
loading...
Гонорар за статью 5.445.000 млн гольденов......................................................................................................................
1 Comment
loading...
Я, кстати, перед прочтением не ожидал, что буду на 100% согласен с советами Мики