СМИ в «Золотой бутсе» можно разделить на две группы в зависимости от способа формирования состава журналистов: региональные и межрегиональные. Вторую группу можно также назвать проектами.
Итак, региональное СМИ. Основу штата его журналистов составляют менеджеры ФС, к которому оно привязано. Бывает, конечно, что появляются и материалы «иностранцев», но они не составляют основы. Если кто-то из журналистов уходит, ему на смену в лучшем случае приходит кто-то из менеджеров того же ФС, а в худшем – никто. Такие СМИ живут, умирают и возрождаются в зависимости от того, насколько в данный момент менеджеры ФС готовы принимать участие в работе своего СМИ, и есть ли человек, который всё организует. Материал либо полностью состоит из обзоров внутренних соревнований, либо получается чрезвычайно разнородным. Качество статей зависит от удачи: насколько грамотные журналисты нашлись в ФС. Если пройтись по форумам, можно встретить и живых, и мертвых представителей этого класса изданий.
Вторая группа СМИ – проекты. Обычно они начинаются не с ФС, в котором есть несколько менеджеров, желающих организовать издание, а с какой-то идеи и с человека, который эту идею выдвинул и готов реализовать. Идеи бывают разные. К примеру, сделать самое лучшее региональное СМИ. Или сделать СМИ о СМИ. Или, наконец, сделать СМИ, редакция которого состоит только из девушек.
СМИ-проекты почти всегда некоторое время очень успешны. Они быстро приобретают известность, их читают, хвалят и награждают призами в Журналистском конкурсе. Из наиболее запомнившихся проектов – LUX LIVE времен Вит Леона, первый вариант BUM-а, GOLden woman.
Но отсутствие связи с ФС – слабое место проектов. Через некоторое время выясняется, что им просто неоткуда пополнять ряды журналистов. В «Золотой Бутсе» журналист пишет, пока ему это нравится. Для большинства такой период активности занимает пару сезонов. Есть, конечно, настоящие ветераны, но они погоды не делают.
Еще одной проблемой проекта является, как это ни странно, высокий уровень материалов. Вернее, заявленный высокий уровень. Качество материалов, как и везде в бутсовских СМИ, бывает разным. Но если региональному изданию свои менеджеры простят всё, а чужие прочитают только те статьи, что попали на «Бомбу», то с проектом этот номер не пройдет. Все номера издания-проекта читают от корки до корки. Слабые материалы вызывают у читателей удивление: «Как же так, это же такой успешный проект»!
Вообще, если сравнивать качество материалов, то в проекте оно в среднем несколько выше, чем в региональном ФС. Но это вовсе не значит, что некоторые региональное СМИ не могут быть лучше проектов. Разница заключается в источнике высокого качества. В проектах – это личность главного редактора и качество идеи, вокруг которого построено издание. В региональных СМИ – масса, из которой некоторые издания оказываются лучше других, и удача в виде хороших журналистов, собравшихся в одном ФС.
Другое основание для сравнения – стабильность. Тут проекты здорово проигрывают, поскольку, как я уже говорил, им просто неоткуда набирать кадры. Изначально главный редактор набирает штат, который может проработать, к примеру, сезон. Конечно, как и во всяком бутсовском СМИ, некоторые журналисты отваливаются, качество последних номеров сезона заметно снижается по сравнению с первыми. По завершении сезона редакция получает заслуженные поздравления и вместе с ними необходимость поиска мотивации для того, чтобы начать всё сначала в новом сезоне. Очень редко такая мотивация находится. Чаще всего по окончании сезона проект прекращает существование. Если же работа продолжается, то обычно это другой проект под тем же названием. Бывает, что после сезона или двух бездействия проект пытаются возродить. Пример – BUM этого сезона. Но, во-первых, это опять-таки другой проект под тем же названием, а во-вторых, он и вполовину не так успешен, как первый.
Напротив, региональное СМИ гораздо стабильнее. Во-первых, у них всегда есть база для набора новичков – собственный ФС. Во-вторых, региональное СМИ может опираться на обзоры внутреннего чемпионата. Это достаточно просто, подходит новичкам и всегда находит своего читателя.
Еще один аспект – функция изданий. Для региональных СМИ главное – привлечение менеджеров ФС в журналистику «Золотой Бутсы». Это не всеми осознается, но региональное СМИ в большинстве случаев может существовать длительное время, только если наладит постоянный набор новых журналистов. Есть, конечно, исключения, СМИ, в которых один-два человека «тянут» все на себе, но сомнительно, чтобы они смогли продержаться хотя бы сезонов пять. Кроме того, для самой игры важно, чтобы журналистов было больше: журналист обычно больше вовлечен в игру, дольше в ней остается, более добросовестно следит за командой (не факт, правда, что добивается в игре каких-то успехов).
Функция проектов – добавить журналистике «Золотой Бутсы» изюминку, показать пример хорошего, качественного СМИ. Проекты совсем не обязаны привлекать новичков. Им это даже противопоказано, поскольку новички редко могут выдать действительно качественный материал. Без проектов было бы совсем уныло – куча обзоров, разбавляемая редкими и написанными из-под палки «аналитическими» статьями в ежемесячниках. А так новички видят, к чему стремиться, куда расти.
И региональные СМИ, и проекты играют важную роль в журналистике «Золотой Бутсы», каждые свою. Но есть ещё одна группа, в которую входит всего одно издание – официальная газета Лиги «Бомбардир». Очевидно, что к нему нельзя подходить как к региональному СМИ. С другой стороны, если рассматривать «Бомбардир» как проект, он получит все минусы, присущие проекту. Прежде всего – нестабильность.
Собственно говоря, это мы и видим. На моей памяти сменилось несколько главных редакторов (если поднапрячься, вспомню пятерых) и всегда всё происходит по одной и той же схеме. Сначала главный редактор развивает невероятную активность, набирает новых людей, фонтанирует идеями. Так продолжается примерно сезон. Дальше – спад. Набранные работники расползаются (меня в свое время хватило примерно на полсезона), у главного редактора идей становится меньше и все время находятся другие дела, помимо работы в «Бомбардире». Примерно через сезон-другой активность начинает стремиться к нулю и главного редактора меняет новый. Нынешний главный редактор, FroM In SiDe, отработал один полный сезон, пока его деятельность видна невооруженным глазом, приносит пользу. Посмотрим, конечно, что будет через сезон. Но… вы верите, что в 18-м сезоне в «Бомбардире» всё ещё будет тот же главный редактор и при этом он будет так же эффективен?
Проблема в том, что не найден способ безболезненно воспроизводить редакцию «Бомбардира», включая главного редактора, и при этом сохранять высокое качество публикуемого материала. Опора на региональные СМИ, превращение «Бомбардира» в дайджест – в свое время это были отличные решения, при отсутствии других. Они позволили сохранить ОГЛ как центр бутсовской прессы, но совершенно не предполагали самостоятельного развития «Бомбардира».
Обычно для серьезной работы нужен какой-то стимул или вызов.
Стимул в виде гольденов для «Бомбардира» слабоват. Ведущий журналист успешного регионального издания максимальные 100 млн. гольденов заработает за сезон без проблем. У «Бомбы» тут нет преимущества.
Очень хороший вызов для главного редактора и сотрудников – работать в лучшем издании Лиги. Но тут мы наталкиваемся на проблему несамостоятельности «Бомбы». Дайджест не может быть лучше или хуже регионального СМИ по самой своей сути.
Ещё один вызов для главного редактора – сделать из ОГЛ «конфетку». Именно на это новые главреды чаще всего и ведутся. Но тут проблема в том, что такой вызов действует ровно один сезон. Сделать из ОГЛ «конфетку» ещё раз – это не вызов, это рутина.
В обычных, «взрослых» СМИ стимулом служат деньги. Для «Бомбы» такой возможности пока не видно (он, вероятно, был бы возможен только в случае, если бы нашелся вариант самоокупаемости). Поэтому, вероятно, в ближайшее время циклы прихода-ухода новых главных редакторов будут повторяться, а качество материалов останется неизменным.
В статье выделено три уровня бутсовской журналистики:
- региональные издания;
- проекты;
- «Бомбардир».
Проанализированы их сильные и слабые стороны, показаны сходство, различия и проблемы. Надеюсь, статья поможет начинающим (и не очень) главным редакторам в позиционировании своего СМИ в структуре бутсовской журналистики и поиске своего читателя и журналиста.
Похожие статьи:
- Как написать статью и получить гонорар?
- Элитная журналистика
- Лицензионные фантазии
- Лицензированное СМИ – это просто!
- Первый шажок в журналистику
loading...
loading...
Автор очень точно распределил СМИ проекта на две большие группы, чётко обрисовав границы такого распределения и существенные отличия, не забыв, впрочем, и про особую роль "Бомбардира", который в строгие рамки не вписывается. Проблемы, изложенные в работе, имеют место быть, это бесспорно. Однако, работа и ценна тем, что в доступном виде и понятным языком эти проблемы/вопросы излагает, ведь первый шаг к решению проблемы - её осознание.
Kuraudo