Он плотно засел в наших умах и уже более века заставляет учащенно биться сердца поклонников этой игры, когда по телевизору передают результаты матчей очередного тура. О нем пишут стихи и прозу. О нем снимают фильмы. Кстати, а вы видели приличный фильм о футболе?
Я долго думал над этим вопросом и пришел к выводу, что нет. Недавно попался на глаза фильм Александра Рогожкина «Игра». Хватило меня минут на пятнадцать.
Я немало посмотрел фильмов о футболе и почти ничего путного так и не увидел. Есть несколько сильных фильмов о футбольных фанатах. Итальянский «Ультра», английские «Хулиганы Зеленой улицы», «Фирма», «Фабрика футбола», «Удостоверение», польский «Клетка». Но главным в этих фильмах является не сам процесс игры, а околофутбольные отношения между фанатами. Драки и насилие были неотъемлемой частью английского фанатизма середины восьмидесятых годов. Не случайно все вышеперечисленные фильмы не рекомендованы для просмотра лицам моложе 16 лет. Но фильмы, в самом деле, очень неплохие и смотрятся на одном дыхании.
А что же собственно с фильмами о самой игре? Первое, что приходит на ум – это американский художественный фильм 1981 года – драма, снятая режиссёром Джоном Хьюстоном. Фильм называется «Бегство к победе» с Сильвестором Сталоне и Пеле в главных ролях. Действие фильма происходит во время Второй Мировой войны в немецком лагере для военнопленных на территории Франции. Должен состояться футбольный матч между тюремщиками — немецкими солдатами и заключёнными — английскими и американскими солдатами. Фильм действительно хорош, но все-таки это фильм скорее о войне, чем о футболе.
Был и в советском кинематографе фильм на похожую тему. Фильм был снят по повести А. Борщаговского «Тревожные облака», и называется «Третий тайм». В основе ленты реальный факт — «матч смерти», футбольный матч между немецкой командой и командой советских военнопленных, бывших «Динамовцев». Это произошло в Киеве 22 июня 1942 года. Предвидя возможность проигрыша, немцы ставили условие — поражение или смерть. В случае победы немцев советским футболистам была обещана свобода. И все-таки это тоже в первую очередь военно-патриотический фильм. Фильм о подвиге, а не о спорте.
Вообще в Советском Союзе было снято достаточно фильмов о спорте в целом, и о футболе в частности. Но опять же это были скорее пропагандистские фильмы. На первый план в основном выходил высокий моральный облик советского футболиста. Сама игра порой была вторична. Некоторые такие фильмы ничего кроме умиления у меня не вызывают. Но я все равно люблю эти фильмы. Анатолий Папанов в роли тренера «Одиннадцати надежд», Григорий Плужник в роли «Вратаря» Антона Кандидова или Георгий Вицин в роли «Запасного игрока». Все это классика футбольного советского кинематографа. Интересный факт – что в фильме «Запасной игрок» на крупных планах — «актеры-футболисты» Георгий Вицин, Павел Кадочников и Алексей Рыбников (тренером был Марк Бернес), а на общем плане показан самый настоящий четвертьфинальный матч Кубка СССР 1954 года, участником которого были ФК Металлург Днепропетровск (ныне — ФК Днепр Днепропетровск) и ОДО ( Ленинград).
Нельзя не вспомнить еще один известный фильм советского прошлого. «Спортивная честь» режиссера Владимира Петрова. В этом фильме наряду с актерами Алексеем Грибовым и Николаем Крючковым, снимались и известные футболисты 50-х годов: Михаил Семичастный, Михаил Антоневич, Борис Кочетов, Александр Малявкин, Валентин Бобычев и Виктор Климович. Правда, последние двое были скорее хоккеистами, но оба играли в футбол за дубль московского Динамо. В эпизодической роли снялся известный радиокомментатор Вадим Синявский. А музыку к фильму написал Матвей Блантер – автор знаменитого «Футбольного марша». Картина снята в жанре кинокомедии, а показанные в последней трети фильма эпизоды выступления команды «Турбина» за рубежом во многом навеяны прошедшим в 1945 году футбольным турне московского «Динамо», в ходе которого советская команда успешно выступила против британских клубов.
А что же заграница? Есть три фильма, на которые хочется обратить внимание.
Французскую комедию «Удар головой» я смотрел еще в советском прокате. История злоключений Франсуа Перрена, выгнанного из заводской команды и уволенного с завода, любовные похождения которого обернулись для него тюрьмой, меня тогда очень повеселила. Но и сейчас спустя много лет комедия смотрится хорошо, хотя, конечно, сцена раздевания до трусов в кабинете директора вряд ли кого-нибудь шокирует. Пройдя через множество недоразумений, Франсуа выручает свою команду и становится героем.
Трилогия «Гол» – пример того, как продолжения убивают фильм. В итоге удачный проект становится посредственностью. Эта кинокартина рассказывает о том, что не надо бояться трудностей, и несмотря ни на что, добиваться поставленной цели. Это спортивный фильм, в котором есть много футбола и реальные популярные футболисты (Зидан, Бэкхем, Рауль, Рональдо). Но сюжет слишком примитивен и банален. Хеппи энд, всеобщее ликование и килограммы соплей размазанные по экрану и лицам зрителей. Нет, все-таки не надо американцам прикасаться к футболу. Даже на пару с англичанами.
«Марадона» Кустурицы это действительно Марадона Кустурицы. И политики там больше, чем футбола. И футбол неотделим от политики, как Колумбия от кокаина. Диего под «God Save the Queen» Sex Pistols рубится с мультяшными Тэтчер, Рейганом, принцом Чарльзом, Бушем-младшим и прочими акулами мирового империализма, и, конечно же, разносит их в пух и прах. Эта рецензия рядового зрителя, по-моему, особо точно определяет суть фильма. Фильм позиционируется как документальный, но, по сути, он являет собой некую приближенную к реальности фантазию Эмира Кустурицы или же приукрашенную правду Марадоны. Можно сказать, что фильм идеологический, с лейтмотивом «Нет Америке, Англии. Да — Кубе!». Но в фильме так же присутствуют интересные места съёмок, интерьеры, необычная композиция «всё вперемешку», трогательные песни (в т. ч. и в исполнении Марадоны), нарезки самых красивых голов и немного частной жизни кумира миллиардов. Короче, если вы считаете матч Аргентина – Англия в 1986 году одним из лучших в истории футбола, то вам должен понравиться этот фильм.
Ну, вот и все. К сожалению. Фильмов, в которых гоняют мяч можно вспомнить и еще, но они тем более не будут о футболе. Хотя нет! Стоп! Как же я забыл?! Конечно же, самый шедевральный фильм о великой игре должны были снять родоначальники футбола – англичане. И они это сделали. Фильм называется «Футбольный матч для философов». Это скетч британской комик-труппы Монти Пайтон. Скетч посвящён футбольному матчу на олимпийском стадионе Мюнхена между немецкими и греческими философами-классиками во время летних олимпийских игр 1972 года. На протяжении всего матча вместо игры философы ходят по полю кругами и размышляют; Франц Беккенбауэр, единственный подлинный футболист матча (и «неожиданное включение» немецкой команды, согласно комментарию), смущён.
Ницше получает жёлтую карточку за то, что говорит Конфуцию, что у него нет свободы воли. Единственный гол матча забивает Сократ на 89 минуте, получая пас от Архимеда, который перед этим впервые догадывается воспользоваться мячом с криком «Эврика!». Немецкий состав оспаривает гол: Гегель утверждает, что «реальность — только априори отражение ненатуральной этики», Кант выступает с категорическим императивом о том, что онтологически весь матч существует лишь в воображении, и Маркс (с присущим ему материализмом) говорит, что был офсайд (он действительно был)…
Нет, это надо видеть, как впрочем, и все скетчи «Летающего цирка».
Протокол матча (по фильму):
Германия – Греция 0:1 (0:0)
1972 год. Летние Олимпийские Игры. Мюнхен. «Олимпиаштадион»
0:1 – Сократ (Архимед) (89 мин; из офсайда)
Германия: Лейбниц – Кант, Георг «Нобби» Гегель (к), Шопенгауэр, Шеллинг – Беккенбауэр, Ясперс, Шлегель, Витгенштейн – Ницше, Хайдеггер, Маркс Главный тренер: Мартин Лютер
Греция: Платон – Эпиктет, Аристотель, «Чоппер» Софокл, Эмпедокл – Плотин, Эпикур, Гераклит, Демокрит – Сократ (к), Архимед
Предупреждение : Ницше (88)
Судья в поле: Конфуций (Китай) Судьи на линии: Фома Аквинский, Августин Блаженный (оба – Италия)
…Как можно заметить по составу немецкой сборной, она могла быть дисквалифицирована как минимум дважды: за нарушение численного состава (12 игроков) и за участие в матче Людвига Витгенштейна, австрийского философа прошлого столетия.
Вот теперь кажется совсем все. Ну, что сказать? Не густо. К тому же ни один фильм, кроме как «про философов», не возникает желание пересмотреть дважды. Слабовато работаете, товарищи сценаристы и режиссеры! То ли дело писатели и поэты. Они создали гораздо больше произведений о футболе, причем среди них много таких, которые хочется перечитывать и перечитывать. Но это тема отдельного разговора.
Мне футбол напоминает великий роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Замечательная книга, по которой до сих пор ни один режиссер не смог ни фильма нормального снять, ни спектакля поставить. Может быть, футбол более гениален, чем кинематограф? А как вы думаете?
Похожие статьи:
- Как я создал самую красивую команду в Золотой Бутсе!
- Моделирование реальности бутсовского разлива
- Абстинентный синдром по-бутсовски
- Липовые чемпионы или как стать лучшим?
- Хит продаж
loading...
loading...
4 Comments
loading...
Лично мне всегда казалось, что норм фильмов про футбол нет, потому как все “футбольное” действо в них смотрится как минимум смешно, а по сути, слишком уныло. Хотя, автор, ты забыл упомянуть про документальные фильмы, коих вагон и маленькая тележка, и они весьма хороши. Их можно пересматривать хоть каждый год и умиляться.
loading...
могу быть не прав.
1.Фильмы о футболе _ чтобы не расслаблялись между выходными.
2.Футбол, как говорят те же англы, игра копирующая жизнь. Поэтому он (футбол) так и привязан у режиссеров к жизни в реале.
3. Мне понравился _ Костолом (Mean Machine) 2001 с Вини Джоунсом в главной роле. Он тоже сильно привязан к нашей жизни. Иначе нельзя снять фильм о футболе ( смотри №2)
4. Матч смерти проходил чуть по другому – это говорено 100раз.
5.Если история Евсеева (с Уэльсом) – Филимонова(гол за шиворот и ЧМ по пляжфут) – Тихонова (изгнания из Спа и его возвращение)– Нигматулина( первый вратарь_ заграница и облом) – Лоськова(не нужен_ еще как нужен)_ (список можно продолжать до бесконечности) . Так вот если любая из этих историй будет снята в Художественном варианте, то вполне можно сказать:
Ничего путного. К тому же фильм не возникает желание пересмотреть дважды. Слабовато работаете, товарищи сценаристы и режиссеры!
Почему ?смотри №2. Жизнь бывает разная как и кино плохое, так и матч договорной. Шоб бабла срубить, хоть на поле , хоть в кинозале, без разницы .
PS: повторюсь – могу быть не прав.
loading...
Идея статьи интересная, но написано скучновато.
loading...
Посмотрите фильм “Юнайтед” о катастрофе в Мюнхене.По-моему 1958,если память мне не изменяет..Когда Бобби Чарльтон-молодой амбициозный игрок теряет своих товарищей..и начинает все с нуля..Очень сильный и актуальный фильм..